» »

Детская энциклопедия махаон вулканы. Что такое вулкан? Чем полезны вулканы

29.01.2024

КОП для детей старшего дошкольного возраста

«Эти загадочные вулканы или как происходит извержение вулкана»

Пермский край, г. Чайковский

МАДОУ детский сад № 5 «Родничок»

Бриль Татьяна Владимировна

«То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!»

Китайская пословица

Направленность практики познавательная .

Краткая характеристика данного практикума :

Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса , развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром.

Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагается ряд игр. В игровой форме ребята сделают много удивительных открытий о свойствах и возможностях окружающих их предметов.

Лаборатория – отличная возможность заинтересовать ребенка наукой и секретами познания окружающего мира в увлекательной, развлекательной интригующей форме. Дети с удовольствием участвуют в проведении захватывающих опытов, в процессе которых познают законы природы , развивают любознательность и задаются новыми вопросами, на которые с удовольствием ищут ответы с помощью взрослых.

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с детьми младшего дошкольного возраста.

Данный кратковременный образовательный практикум способствует развитию самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.

Цель эксперимента:

Дать дошкольникам элементарные представления о природном явлении - «вулкан», наглядно показать взаимодействие щелочи с кислотой (реакцию нейтрализации).

Задачи:

1. Познакомить с природным явлением – вулканом , наглядно показать связи между живым и неживым в природе, побудить детей к эмоционально-познавательной деятельности. Формировать представления о типах вулканов , опасностях, которые они представляют.

2. Развивать мышление, логику, творчество ребенка. Поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее знания.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.

Словарь:

гора, вулкан, кратер, жерло, лава, щелочь, кислота.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов

Беседы о видах вулканов

Просмотр презентаций

Чтение детских энциклопедий

Изготовление макета вулкана.

Материал : Макет вулкана , поддон; сода, уксус; свекольный сок (красители), моющая жидкость; чайная ложка, пипетка, 2 презентации про вулканы , коробка с предметами для работы геолога, рюкзак.

ХОД :

В зал заходят дети.

- Карта России

Ребята, как называется наша страна?

Посмотрите, какая она большая!

- В какой части России? (Пермский край, Урал) (покажите на карте)

Богата наша страна лесами, полями и реками!

Чем еще богата еще наша страна? (полезными ископаемыми)

Кто знает, что такое полезные ископаемые?

Какие полезные ископаемые вы знаете?

Кто их находит? (геологи)

Раздается звонок: ….

В-ль отвечает: Алло! Что случилось? Да!

Ребята, поступило предложение собрать бригаду геологов для изучения камней.

Вы хотите попасть в экспедицию?

Для этого надо собраться в дорогу!

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «СОБЕРИ СУМКУ ГЕОЛОГА»

На столе лежат разнообразные предметы : ручка, тетрадь, компас, молоток, бутерброд, 2-3 вида разных игрушек, аптечка.

Дети должны выбрать нужные предметы для геолога и объяснить свой выбор.

Ну а теперь, когда у нас есть все необходимое, в путь!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Ветер веет над полями,

И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивания - руки вверх.)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья -

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

Там немного отдохнём. (Дети садятся.)

- Вот мы и пришли на гору.

- Ребята посмотрите, предыдущая экспедиция собрала коллекцию камней, а нам ее надо изучить.

Посмотрите сколько много! Какие они все разные? (рассматривают и называют)

(рядом с коллекцией на разносе лежат 2 камня (простой и пемза) и записка.

Воспитатель читает записку: Уважаемые исследователи, к нам попали 2 неизвестных камня! Помогите определить откуда они!

Ребята, как будем определять? (опыт: сравнить камни по цвету, по форме, по размеру, по весу…

Как вы узнали, какие камни тяжелые, а какие легкие? (В руках подержать)

Ребята, а если камни в воду опустить они утонут?

Давайте попробуем. (дети опускают камни в воду)

Оба камня утонули? (нет)

Как вы думаете где можно найти такие камни (везде)

Что это за камень, который не утонул? (пемза)

Почему он не утонул?

Откуда она берется?

Отгадайте загадку : Я плююсь огнем и лавой,

Я - опасный великан!

Славен я недоброй славой,

Как зовут меня?

( Вулкан )

Ребята, вспомните, что такое - вулкан ?

- Это гора, из которой сначала идет дым, потом летят камни, а затем извергается лава .

Вы хотите узнать, что такое вулкан и почему происходит извержение вулкана ?

Посмотрите что же такое вулкан на самом деле!!! (просмотр видео).

Картинка «Строение вулкана»

- Вулкан это большая гора с крутыми склонами.

На самой вершине вулкана находится кратер . Кратер - это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне - красновато-оранжевая пасть, это жерло вулкана , дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана , называется лавой. Вулканы извергаются по-разному . Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно», и застывает на склонах.

- Ребята, как вы думаете, какой вред приносят вулканы? Какую пользу?

- Предлагаю достать карту и рассмотреть ее. У нас в России есть вулканы. (Камчатка)

Какие еще бывают вулканы? (действующие, спящие, потухшие).

- Ребята, как вы считаете, мы можем в помещении увидеть извержение вулкана? (нет) Почему?

- А на таком вулкане мы можем посмотреть? (демонстрация макета вулкана)

Ребята, какой это вулкан? (спящий)

Где же можно его разбудить? (В лаборатории)

Предлагаю отправиться в лабораторию!

В лаборатории у нас все готово для проведения опытов. И встречает нас лаборант.

(Демонстрация опыта на макете вулкана)

Ребята, вы хотите сами провести извержение вулкана?

Перед началом опыта нужно надеть халаты.

Повторяем правила безопасности (схема)

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ

1. Работа под наблюдением воспитателя (лаборанта).

2. Надо работать аккуратно, четко соблюдая правила

3. ничего не брать в рот

4. осторожно насыпать вещества

5. осторожно наливать жидкости.

6. лаву не трогать.

7. использовать салфетку.

А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? Х - самому пользоваться нельзя, это уксус, наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у вас будет все готово.

Воспитатель объясняет последовательность проведения опыта:

В "кратер вулкана" насыпаем 2 столовые ложки соды;

добавляем 1 ложку красной краски (гуаши);

затем - 1 ложку жидкого мыла.

Смешиваем лимонную кислоту с водой

Осторожно вливаем кислую воду в "кратер"

Вулкан просыпается

Кто закончил, предлагаю вам обозначить на схеме: показать стрелками, в какой последовательности вы проводили опыт.

Опыт основан на том, что окружающие нас вещества, ведут себя по-разному в разных состояниях. В данном случае опыт показывает взаимодействие щелочи с кислотой.

Подведение итогов: - Что нового вы узнали?

Что вам понравилось больше всего?

Д/з Провести дома еще один опыт с апельсиновым соком и содой.













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
















Назад Вперёд











Назад Вперёд

Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе экспериментирования развивать стремление к познанию нового, вызвать положительные эмоции от изучения окружающего мира, показать родителям значение занятий кружка «Окошко в природу».

Задачи:

Образовательные:

1. познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулканов;
2. формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;
3. формировать умение правильного обращения с химическими веществами (уксусом).
4. показать положительное и отрицательное значение вулканов для людей.
5. показать взаимосвязь и взаимодействие всего живого и неживого на Земле.

Развивающие:

1. стимулировать желание детей экспериментировать;
2. развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;
3. развивать мышление, воображение, внимание, наблюдательность.
4. развивать коммуникативные и физические навыки в игровой деятельности.

Воспитательные:

1. воспитывать бережное отношение к природе;
2. способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной деятельности по экспериментированию.
3. развивать умение слушать, эмоционально откликаться на действия детей из других групп, способности социализации в большом коллективе.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, здоровье, безопасность.

Технологии : игровые, экспериментирование, здоровьесберегающие (физкультминутка, эстафетная игра), мультимедийные (презентации, видеоматериалы.

Словарь : вулкан, земная кора, лава, кратер, жерло, пемза, туф

Материалы и оборудование : Глобус, магнитная доска с картинками календаря, макет горы вулканического происхождения расположенный на глубоком подносе, компьютер, мультимедиа проектор, презентация «Вулканы», презентация «Фото из разных занятий кружка», видео «Шишкина школа» - урок природоведения «Вулканы» 6 мин., документальное видео «Путешествие на вулкан Толбачик на Камчатке» 2 мин, красные конусы с бумажным пламенем, мягкие игрушки для игры-эстафеты «Спасатели», музыка.

Оборудование для экспериментирования:

  • макет горы вулканического происхождения, вода, гуашь красного цвета, моющее средство для посуды, сода, уксус, десертная, чайная и столовая ложки;
  • прозрачная ваза с водой, кусочки пемзы, камешки, бумажные полотенца.

Предварительная работа.

Изготовление макета горы вулканического происхождения.

Для изготовления и формирования макета горы понадобилось: поднос, пластиковая бутылка, картон, скотч, пластилин.

Ход досуга

Дети под музыку входят в зал, рассаживаются на стульчики.

Ведущий : Меня зовут Татьяна Андреевна. Я веду кружок «Окошко в природу». Сегодня мы пригласили на свое занятие всех ребят нашего сада и родителей. Вначале мы всегда делаем календарь погоды. Но сегодня я его сделала сама, а ребята расскажут о погоде.
(на магнитной доске - карточки календаря)

Дети : Время года - зима, осадки - снег, ветер слабый, на небе - пасмурно, на улице - холодно.

Ведущий : Я вам прочитаю загадку, а вы постарайтесь отгадать, о чем сегодня пойдет речь:

Я плююсь огнем и лавой,
Я - опасный великан!
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня?
(Вулкан)

Ведущий : Правильно, сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан. Отправляемся в «Шишкину школу» на урок природоведения.

Видео с мультимедиа из серии «Шишкина школа» «Вулканы» 6 мин.

Ведущий : Где же находятся вулканы?

Дети : В горах.

Ведущий : Как найти горы?

На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой,
Нам показывает страны,
Горы, реки, океаны? (Глобус).

Ребята! А для чего нам нужен глобус? Что еще люди отмечают на глобусе? Как вы думаете, почему наш глобус раскрашен разными цветами? Почему так много на нем используется голубой цвет? Что отмечают таким цветом? Какие еще вы видите цвета и как вы думаете, что они могут означать? Каким цветом обозначают горы? (ответы детей).

Физкультминутка «Вулкан»

Стихотворение (Движения)

Вулканы начали "играть" -
Из жерла лаву извергать.
(Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз.)
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
(Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак. -2 раза)
Но вот он начал уставать -
Огонь в нём начал угасать.
(Медленное опускание рук с одновременным приседанием вниз)
Последний раз огнём дыхнул -
(Сидя в присяде, долгий сильный выдох. Дышат как драконы «извергающие огонь»)
И на десятки лет уснул.
(Складывают руки под щеку «засыпают, спят»)
Повторить - 2 раза. (сайт maam.ru)

Ведущий : Сейчас оправляемся в путешествие по планете Земля в поисках вулканов.

Презентация «Вулканы».

“Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Была у него кузница внутри высоченной горы. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами.”

Вот какая интересная легенда о происхождении названия вулкан.

Чтобы разобраться в природе вулканов, нужно знать строение Земли. Земля состоит из нескольких слоев. Мы живем на наружном слое, самом тонком, который называется земная кора. Эти плиты как бы плавают на поверхности вязкого, расплавленного вещества. Это вещество, на котором плавают плиты, называется магма. Слово «магма» переводится с греческого языка, как тесто или паста.

Слайд 3

Магму, выходящую наружу, называют лавой.

Слайд 4

Вместе с лавой из кратера выходит много вулканической пыли.

Слайд 5

Посмотрите, что случилось с автобусом, который попал под расплавленную лаву, и которая застыла. Он оказался в плену у стихии.

Слайд 6,7,8

Ребята! Как вы думаете, какой вред приносит извержение вулкана?
Ничто не в силах удержать вулкан. Под его пеплом погибают города, острова и даже страны. Страшная трагедия, случилась в далеком прошлом. Был стерт с лица земли город Помпея. Никому спастись не удалось в этом городе. Через несколько лет археологам удалось раскопать этот погибший город. Эта страшная трагедия произвела огромное впечатление на русского художника Карла Брюллова, который изобразил трагедию на своем полотне. И назвал он ее «Последний день Помпеи». В настоящее время ученым, которые занимаются изучением вулканов, иногда удается предугадать извержение заранее и жители могут покинуть города и спастись.

Слайд 9

Большая часть вулканов потухла, и, казалось бы навсегда. Но они только спят и каждую минуту могут проснуться. Одни вулканы просыпаются редко - один раз в 100 или 1000 лет, другие чаще.

Слайд 10

Лава после извержения вулкана застывает и превращается в твердую породу пемзу. Она используется в косметологии. С ее помощью счищают с кожи сильные загрязнения.

Экспериментирование «Плавучесть пемзы и гранита» - проверить плавучесть пемзы и гранита. В прозрачную вазу дети опускают по очереди камешки гранита и пемзы.

Слайд 11

Также застывшая лава со временем становится камнем. Он называется туф. Из него строят дома.

Слайд 12

Какую еще пользу может принести вулкан? Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная. Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения. Выращивают виноград. Этот фермер собирает урожай на острове Лансароте.

Ведущий : А теперь скажите, а в России есть вулканы? Да. Их много на полуострове Камчатка. Сейчас совершим туда путешествие на вертолете.

Видеопутешествие на Камчатку вулкан Толбачик 2.5 мин.

Ведущий: А сейчас давайте с вами сделаем извержение вулкана. Нам потребуется макет вулкана, который помогли сделать ребята подготовительной группы. И различные вещества: сода, красная гуашь, жидкость для мытья посуды, уксус, вода, воронка, ложки.

Экспериментирование «Извержение вулкана».

2-3 человека из подготовительной группы помогают насыпать ингредиенты, кроме уксуса. (Звучит тревожная музыка)

Ведущий : Начались извержения вулканов. В зону бедствия попали маленькие зверушки. Надо их спасти.

Игра-эстафета «Спасатели» (под музыку)

2 красных конуса, на верхушках которых пламя из красной гофрированной бумаги. Вокруг конусов небольшие мягкие игрушки. Дети в командах по очереди бегут к вулкану, обегают конус, берут одну мягкую игрушку и несут в больницу (обруч на противоположной стороне зала)

Ведущий : Молодцы. Всех спасли. На нашей планете Земля все связаны друг с другом. Главной задачей кружка является формирование экологического сознания детей, понимания, что все взаимосвязано. В заключение дети расскажут стихотворение Б.Заходера «Про всех на свете». (Одеть шапочки разных зверей чтецам)

Все-все -
На свете,
На свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны…
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мед и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да, если мы с кем-то не очень дружны -
Мы все таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.

Ведущий : Посмотрите, что еще ребята делают на кружке «Окошко в природу»

Презентация «Фото из разных занятий кружка «Окошко в природу» » (Звучит красивая музыка)

Ведущий : До новых встреч!

Под песню «Все, все, все на свете нужны...» дети покидают зал.

Литература .

1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 128 с.

2. статья Ягуповой Н. В. Сайт planetadetctva.ru

3. статья Тюляковой С.А., Зайцевой О.С. Сайт www.maam.ru

Вулканы для детей

Детям о вулканах...

Делаем и изучаем вулкан...

Расскажите ребёнку о том, как образуется вулкан, как происходит извержение, когда кипящая магма- лава (смесь расплавленных горных пород и газов) устремляется вверх, находит в земной коре отверстия и через них выходит наружу, происходит извержение вулкана.

Проведите вместе наглядный опыт. Сделайте вулкан, вулкан можно сделать многими способами, например: вулкан на пляже или в песочнице, вам понадобится сода + уксус.

1.
Из песка, сделайте горку, внутрь горки поставьте баночку из под детского питания, или маленькую пластиковую бутылку. В которую предварительно дома вы залили смесь уксуса и красного пищевого красителя (или красной гуаши для имитации лавы). С собой в небольшом контейнере (например от киндер сюрприза) возьмите соду, попросите ребёнка высыпать содержимое в «жерло вулкана» . Можно сделать и наоборот, сначала насыпать соду а потом вливать уксус. Понаблюдайте вместе, как происходит извержение. Если вулкан перестал извергаться, долейте в него немного обычной воды и он снова начнёт своё извержение!




2. Вулкан можно делать из глины, пластилина, или папье маше. Делать очень просто,берём маленькую бутылочку, я ещё оборачиваю её фольгой, что бы сэкономить глину и обклеиваем всё пластилином или глиной, не особо старайтесь сделать вулкан гладким, чем больше трещинок, тем натуральней он будет выглядеть, даём ему высохнуть, вулкан готов. Внутрь так же как и в первом способе будем добавлять соду + уксус с красителем.
Потом подливайте водички и ваш вулкан снова будет извергаться с новой силой!


Такой вулкан можно делать из глины или пластилина, вот несколько фотографий для вдохновения

Можно сделать вулкан из папье маше
Вам понадобится клей пва, бутылка и газеты, обильно промазывайте клеем каждый слой, делали самолёт

После высыхания

осталось только подкрасить

Можно сделать небольшую панорамную модель в коробке

________________________________________________________________________________

3. Ещё один способ это , попав в воду, они шипят, бурлят, с их помощью можно не только устроить извержение, но и рассказать ребёнку о гейзерах. Такие бомбочки можно сделать самостоятельно, в интернете много рецептов. Основные компоненты таких бомбочек это лимонная кислота и обыкновенная сода, соотношение должно быть 1:2. , то есть две части соды и одна часть лимонной кислоты. В продаже, кстати есть готовые наборы для самостоятельно изготовления бомбочек . А из готовой смеси для бомбочек можно слепить и вулкан, добавляйте на него водичку по капельки (например из пипетки или используйте шприц без иглы) и ваш вулкан будет бурлить (извергаться).


______________________________________________________________________________
4.
4. Довольно рискованный способ, но интересный, это кока кола (в ней есть кислота) + ментоловые конфетки ментос. Если решите попробовать этот способ для показа ребёнку,потренируйтесь вначале или посмотрите видео на ютубе, там много таких по запросу ментос+ кока кола.


_____________________________________________________________________________
5. Ну и последнее, в продаже есть готовые наборы с вулканами, там уже всё подготовлено, есть даже специальные очки, не столько для практической цели, сколько для того что бы ребёнок осознал всю важность момента:) К примеру

Действительно удивительное зрелище – извержение вулкана. Но что же представляет из себя вулкан? Как происходит извержение вулкана? Почему одни из них с разной периодичностью извергают огромные потоки лавы, а другие мирно спят столетиями?

Что такое вулкан?

Внешне вулкан напоминает гору. Внутри него есть геологический разлом. В науке вулканом принято называть образование из геологической породы, расположенное на поверхности земли. Через него наружу извергается магма, которая очень сильно раскалена. Именно магма впоследствии образует вулканические газы и камни, а также лаву. Большая часть вулканов на земле образовалась несколько столетий назад. Сегодня на планете изредка появляются новые вулканы. Но происходит это намного реже, чем раньше.

Как образуются вулканы?

Если кратко объяснять суть образования вулкана, то это будет выглядеть следующим образом. Под земной корой расположен особый слой под сильным давлением, состоящий из расплавленных горных пород, его и называют магмой. Если же в земной коре вдруг начинают возникать трещины, то на поверхности земли образовываются возвышенности. Через них то и выходит наружу магма под сильным давлением. На поверхности земли она начинает распадаться на раскаленную лаву, которая затем застывает, заставляя вулканическую гору становиться все больше и больше. Появившийся вулкан становится настолько уязвимым местом на поверхности, что извергает с большой частотой на поверхность вулканические газы.

Из чего состоит вулкан?

Для того, чтобы понять, как извергается магма, нужно знать, из чего состоит вулкан. Основными его компонентами являются: вулканический очаг, жерло и кратеры. Что такое очаг вулкана? Это место, где образуется магма. Но не все знают, что такое жерло и кратер вулкана? Жерлом называют особый канал, который объединяет очаг с поверхностью земли. Кратером называют небольшое углубление в форме чаши на поверхности вулкана. Его размер может достигать нескольких километров.

Что такое извержение вулкана?

Магма постоянно находится под сильным давлением. Поэтому над ней в любое время есть облако газов. Постепенно они толкают раскаленную магму к поверхности земли через жерло вулкана. Вот из-за чего происходит извержение. Однако одного небольшого описания процесса извержения недостаточно. Чтобы увидеть это зрелище можно воспользоваться видео, смотреть которое нужно после того, как вы узнали, из чего состоит вулкан. Точно также на видео вы сможете узнать, каких вулканов не бывает в нынешнее время и как выглядят вулканы, которые сегодня являются действующими.

Чем опасны вулканы?

Действующие вулканы представляют опасность по ряду причин. Сам по себе спящий вулкан очень опасен. Он в любое время может «проснуться» и начать извергать потоки лавы, растекающейся на множество километров. Поэтому не стоит селиться вблизи таких вулканов. В случае расположения извергающегося вулкана на острове может возникнуть такое опасное явление, как цунами .

Несмотря на свою опасность, вулканы могут сослужить человечеству хорошую службу.

Чем полезны вулканы?

  • В ходе извержения появляется большое количество металлов, которые можно применять в промышленности.
  • Вулкан порождает крепчайшие горные породы, которые можно использовать для строительства.
  • Пемза, которая появляется вследствие извержения, используется в промышленных целях, а также при производстве канцелярских резинок и зубной пасты.

Воспитатель:

Здравствуйте ребята!

Занятие у нас сегодня необычное. К нам пришли гости! Давайте с ними поздороваемся!

Ребята, мы с вами живём на удивительной планете, которая называется как?

Давайте я загадаю вам загадку.

" Я ходил по разным странам,

Плыл по рекам, океанам.

По пустыне шёл отважно -

На одном листе бумажном!"

Географическая карта. Дети, а скажите мне, что изображено на карте?

Давайте мы свами вспомним, что изображено на карте синим цветом?

А зелёным, жёлтым и коричневым?

Ребята, а кто мне скажет, что такое горы?

А из чего эти высокие холмы состоят?

Ребята, давайте мы с вами пройдём в нашу мастерскую. Отгадайте, пожалуйста, что у меня в мешочке?

Совершенно верно – это камни. Но прежде чем мы с вами поиграем с камнями, давайте разомнём наши руки.

Пальчиковая гимнастика:

" Дружат в нашей группе девочки и мальчики,

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

1,2,3,4,5, (поочерёдное касание пальцев обеих рук) - начинай считать опять!

Ребята, какие вы молодцы! А теперь давайте поиграем с камнями. Как вы правильно отгадали, в этом мешочке у меня находятся камни (раздать камни детям). Скажите, а какие они на ощупь?

(Предложить детям взять в руки пластилин, сжать обе ладони, где в одной - камень, а в другой - пластилин).

Что произошло с камнем, а что с пластилином?

Ребята, посмотрите, а у нас есть мисочки с водой. Что будет, если мы опустим камень в воду? Давайте это проверим.

Ребята, у меня есть ещё один необычный камень. Давайте рассмотрим его внимательно. Чего много у этого камня?

А как вы думаете, эти отверстия пустые? Давайте опустим и этот камень в воду. (Не тонет).

А что находится внутри этих дырочек или отверстий?

А кто мне скажет, как называется этот необычный камень?

Да, этот камень называется - пемза. И мы, в ходе нашего эксперимента узнаем, как появляется пемза.

Мы провели опыт с камнями. Именно из камней состоят горы. Ребята, а вы знаете, что есть такие необычные горы, из которых извергается лава. Как они называются? Отгадайте загадку.

" Я - плююсь огнём и лавой,

Я - опасный великан.

Славен я недоброй славой,

И зовут меня - Вулкан!!! (отвечают все вместе).

Правильно. Это вулкан. И сегодня мы свами поговорим о вулканах.

Сейчас я расскажу вам легенду о том, как появились вулканы.

"Жил - был на свете Бог по имени Вулкан. Странный это был Бог - некрасивый и хромой. Но зато он был очень сильный и трудолюбивый. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни и бить тяжёлым молотом по железу, раздувая огонь. И построил он себе кузницу внутри высоченной горы, а гора эта стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, то гора дрожала от верхушки до основания, а гул и грохот разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. "Вулкан работает"- говорили люди, и уходили жить подальше от этих мест. С тех пор, люди все огнедышащие горы стали называть вулканами.

(Слайд № 1. Вулкан).

Вот такая вот интересная легенда. А вам она понравилась дети?

Ребята, а вы знаете, как образуются горы?

Ребята, а вы знаете, где могут образовываться вулканы?

А кто сможет рассказать всем нам, почему он извергается?

(Слайд № 2. Картинка извергающегося вулкана).

На что похож вулкан?

А как называется верхушка вулкана?

А глубокая яма, которая находится внутри самого вулкана?

(Слайд № 3.Строения вулкана).

Скажите мне, пожалуйста, что находится внутри вулкана?

А как называется огненная жидкость, которая находится внутри вулкана?

А почему же тогда внутри магма, а наружу выходит лава?

Ребята, кто знает, как может извергаться лава? Ведь она может извергаться по-разному.

Скажите, а как долго может извергаться вулкан?

После извержения вулкана остаётся выжженная пустыня. И на этом месте не скоро появится жизнь. Дети, давайте вместе вспомним, какие виды вулканов существуют?

(Слайд № 4. Вулкан - Алмазная голова на острове Гавайи) .

Правильно есть ещё - спящие. Их извержение давно не происходит, но всё же оно возможно.

(Слайд № 5. Вулкан «Тейде» в Испании).

И действующие вулканы - это вулканы, хотя бы раз извергавшиеся в памяти человечества.

(Слайд №6. Ключевская Сопка. Россия. Камчатка).

И кстати – это самый высокий действующий вулкан в Евразии. Как вы думаете, а людям жить рядом с вулканами страшно, опасно?

А что обычно бывает перед тем, как начинает извергаться вулкан?

А сможет ли кто-то подсказать или помочь людям и сообщить о наступающем извержении вулкана?

Давайте мы сейчас с вами побудем в роли маленьких вулканологов и сами попробуем сделать извержение вулкана. Для этого я вас снова приглашаю в нашу мастерскую. Где уже всё готово для проведения нашего с вами опыта. Давайте немного разомнёмся и проведём физкультминутку.

Мы шагаем по равнине,

Раз-два, раз-два.

А теперь плывём на льдине,

Раз-два, раз-два.

Вот идём по плоскогорью,

Раз-два, раз-два.

Забираемся на горы,

Раз-два, раз-два.

А теперь мы отдохнём,

И места свои займём!!!

Ребята, а сейчас будем проводить самый настоящий опыт. А именно оживлять вулкан. Мы с вами вчера сделали макет вулкана. Он выглядит прямо как настоящий вулкан. А для того, чтобы он ожил нам нужно кое-что сделать!!!

Перед вами стоят стаканчики с водой. Для начала вам нужно окрасить эту воду в красный цвет. Поэтому у вас на столе ещё есть красная краска и кисточки. Я думаю, с этим заданием вы справитесь легко и просто!!!

После того, как вы окрасите воду, вы должны добавить в ваши стаканчики с теперь уже красной водой чайную ложку соду. Сода находится в маленьком стаканчике. Добавив соду, вы должны всё очень хорошо перемешать. Затем вы должны на кончике чайной ложечки добавить в ваши стаканчики моющее средство. И снова аккуратно перемешать. Затем, получившуюся жидкость из ваших стаканчиков мы с вами зальём в жерло нашего вулкана. А я аккуратно добавлю в жерло уксус.

Ребята, кажется, наш вулкан оживает! И, пузырясь, из него выходит лава!!!

Спустя века, закашлял злой

Вулкан и пеплом и золой.

По склонам лава потекла

И землю сильно обожгла.

Вулкан - гремит, вулкан – пыхтит,

Как грозен он на вид.

Но вот, он начал уставать –

Огонь в нём начал угасать.

Последний раз огнём дыхнул,

И на десятки лет уснул!!!

В: И так, ребята, наш опыт подошёл к концу, помогите мне продолжить фразы……

Сегодня на занятии мне понравилось….

Сегодня на занятии я узнал….

Сегодня на занятии меня удивило…

Молодцы ребята, вы были очень внимательными и работали аккуратно, и всё у нас получилось просто замечательно!!!

А сейчас я хотела бы предложить вам зарисовать наши вулканы.