» »

Некомерческая деятельность авиапредприятия. Введение в специальность «Организация аэропортовой деятельности»: учебное пособие Современный аэропорт - это высокотехнологичное коммерческое предприятие, целью которого является извлечение максимальной прибыли

11.12.2023

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ

(МИНТРАНС РОССИИ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

(РОСАВИАЦИЯ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»

Аэропорты и аэропортовая деятельность

Методические указания

по изучению дисциплины и выполнения курсовой работы

Для студентов по направлению подготовки

«Эксплуатация аэропортов и обеспечение полётов воздушных судов»

(очная и заочная форма обучения)

Учебно-методическим советом

Университета

АЭРОПОРТЫ И АЭРОПОРТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Методические указания по изучению дисциплины и выполнения курсовой работы для студентов ФААП, ФЛЭ, КФ, ЗФ по направлению подготовки «Эксплуатации аэропортов и обеспечение полётов воздушных судов».

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации».

Ил. нет, табл. 2, Библ. 15.

Составитель: В.А.Колясников, доцент, кандидат технических наук

Рецензенты: Панфёров В.В., профессор, доктор технических наук.

О.В.Куржумов, начальник аэродромной службы ОАО ООО «Воздушные ворота северной столицы».

Введение

Аэропорты, как комплекс зданий и сооружений, являются одними из основных составляющих системы воздушного транспорта. Используя комплекс зданий и сооружений аэропортов главные операторы и операторы аэропортов предоставляют комплекс услуг по наземному обслуживанию воздушных судов (далее ВС) физических и юридических лиц, обслуживанию пассажиров, обработке грузов, почты и багажа. Для обеспечения полетов ВС авиационных предприятий и физических лиц необходимо обеспечить эксплуатационное и техническое содержание объектов аэропортов в соответствии с требованиями нормативных правовых документов РФ, обеспечить выполнение всех видов аэропортовой деятельности в соответствии с установленными технологическими процессами и иметь профессионально подготовленный персонал.

Основной целью курса “Аэропорты и аэропортовая деятельность ” является изучение научных и практических основ функционирования воздушного транспорта мира и РФ, организации функционирования главных операторов и операторов аэропортов как части системы воздушного транспорта, получение практических знаний по организации функционирования операторов аэропортов при наземном обеспечения полетов ВС, техническом и эксплуатационном содержании зданий и сооружений, входящих в комплекс аэропорта.

Дисциплина «Аэропорты и аэропортовая деятельность» является одной из профессиональных для профиля «Организация аэропортовой деятельности» по направлению подготовки «Эксплуатация аэропортов и обеспечение полётов воздушных судов.

  1. Место дисциплины в учебном процессе и требования к знаниям и умениям выпускника

В результате изучения и освоения курса бакалавр по организации аэропортовой деятельности должен:

знать:

    термины и определения в области воздушного транспорта в части организации и обеспечения технического и эксплуатационного содержания элементов аэропортовых комплексов;

    классификацию аэропортов;

    требования, предъявляемые к аэропортам;

    состав и назначение элементов генерального плана аэропорта;

    методы расчета пропускной способности аэропорта и его элементов;

    нормативную правовую базу по организации функционирования операторов аэропортов и предоставляемым услугам по видам аэропортовой деятельности;

    виды аэропортовой деятельности;

    правила и процедуры организации аэропортовой деятельности;

    организацию взаимодействия аэропортовых служб при обеспечении и выполнении полетов воздушных судов.

Уметь:

    применять нормативные правовые документы по организации функционирования операторов аэропортов и предоставляемым услугам по видам аэропортовой деятельности;

    выполнять правила и процедуры организации аэропортовой деятельности;

    соблюдать требования технологических карт по эксплуатационному содержанию элементов аэропортового комплекса.

Владеть:

    навыками применения нормативных правовых документов по организации функционирования операторов аэропортов и предоставляемым услугам по видам аэропортовой деятельности;

    навыками применения нормативных правовых документов по эксплуатации аэропортов;

    навыками выполнения правил и процедур организации аэропортовой деятельности;

    теоретическими основами технического и эксплуатационного содержания зданий и сооружений аэропортов и их элементов.

Объем аудиторной учебной программы дисциплины составляет 108 часов (три зачётные единицы).

2 УДК (075.8) ББК О37я7 М 36 Рецензенты: Соснин П. И. – заведующтй кафедрой «Информационные системы и технологии» Ульяновского государственного технического университета, доктор технических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации; Гортиков В. А. – директор Международного аэропорта «Ульяновск-Восточный» Махитько В. П., Захарова И. В. Введение в специальность «Организация аэропортовой деятельности»: учебное пособие. – Ульяновск: УИ ГА, 2017. – 108 с. Рассмотрены объекты аэропортового комплекса, процессы аэропортового обеспечения полётов, обслуживания воздушных судов, перевозок пассажиров и грузов. Изложены правовые основы организации аэропортовой деятельности. Описаны инженерные сооружения и оборудование аэродрома, нормативы его технической эксплуатации. Предназначено для обучающихся по направлению профессиональной подготовки «Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов», профиль «Организация аэропортовой деятельности». УДК (075.8) ББК О37я7 © Махтитько В. П., Захарова И. В., 2017 3 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение……………………………………………………………………… Глава 1. Организационные основы деятельности аэропорта 1.1 Аэропорт – элемент авиационной транспортной системы.………..…. 1.2 Международные авиационные организации.…………………………. 1.3 Правовое регулирование работы аэропорта.………………..…………. Глава 2. Структура аэропорта 2.1 Генеральный план аэропорта…………………………………………… 2.2 Аэродром и его объекты……………………………………..….……… 2.3 Служебно-техническая территория аэропорта.…………..…………… 2.4 Аэровокзальный комплекс……….…………….………………….…… Глава 3. Аэропортовые услуги для авиакомпаний 3.1 Виды воздушных судов и аэропортового обслуживания……………... 3.2 Наземное обслуживание воздушных судов…………………………… 3.3 Планирование и координация использования воздушного пространства…………………………………………………… Глава 4. Технологии организации пассажирских перевозок 4.1 Обслуживание пассажиров в аэропорту…………………………….…. 4.2 Обработка багажа ………………………………………………………. 4.3 Комплектование коммерческой загрузки рейса………………………. Глава 5. Технологии организации грузовых перевозок 5.1 Грузовой комплекс аэропорта.. ………………………………………… 5.2 Обработка различных тиов грузов...….………..………………………. 5.3 Порядок загрузки и разгрузки воздушного судна.……………………. 5.4 Автоматизация оформления грузовых перевозок……………………... Глоссарий…………………………………………………………….………. Литература.…………………………………………………………….……. Приложения……………………………………………………….…………. 4 7 12 15 20 25 32 35 44 45 51 57 61 65 70 72 75 78 83 93 95 4 ВВЕДЕНИЕ Современный мир невозможно представить без авиасообщений. Преодоление за минимальное время расстояний между странами и континентами, глобализация мировой экономики, освоение труднодоступных регионов было бы невозможным без авиации. Аэропорты – это звенья транспортной инфраструктуры, которые связывают наземные перевозки и воздушное пространство. ХХ век начался уверенными шагами в небо. В 1903 году братьям Орвилу и Уилбуру Райтам удалось совершить устойчивый управляемый полёт на самолёте «Флайер-1». В 1904 году Н. Е. Жуковский открыл закон подъёмной силы крыла самолёта, разработал вихревую теорию воздушного винта, рассчитал основные профили крыла и лопастей винта. Первые аэропланы были лёгкими, для подъёма в небо им не требовалась большая скорость, для разбега было достаточно 300-900 м, поэтому в качестве лётного поля им подходили любые ровные площадки. Одной из таких площадок стало Ходынское поле в Москве, которое с 1910 года использовалось как аэродром. Коммерческие авиаперевозки берут начало в американском городке Санкт- Петербурге на западном побережье полуострова Флорида, где с 1 января 1914 года небольшой самолёт стал выполнять регулярные рейсы через залив Тампа. Первым в мире аэропортом считается Девау, построенный в Кениксберге в 1919 году. Он имел не только лётное поле, ангары для самолётов и помещения для пассажиров, но был оснащён стационарной авиационной метеослужбой, которая начала функционировать в 1921 году. За прошедшие с тех пор сто лет сеть аэропортов покрыла все континенты. Только гражданские перевозки осуществляют более 50 тысяч воздушных гаваней. Современный аэропорт – это сложный инженерный объект, обеспечивающий авиаперевозки пассажиров и грузов. Развитие аэропортов в Российской Федерации отражает тенденции развития отечественной экономики. Так в начале 90-х годов кризисное состояние в стране привело к сокращению пассажирооборота с 86 млн. пассажиров в 1991 году до 38 млн. в 1993 году. В тот период авиасообщение поддерживали более 1400 аэропортов, из которых в 2000-х годах осталось только четвёртая часть. В первую очередь прекратили существование небольшие аэропорты регионального значения, обслуживавшие местные воздушные линии в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. 5 Причинами этого стал отток населения из северных регионов и спад их хозяйственной деятельности. В 2000–2012 гг. средний темп роста пассажирских авиаперевозок составлял 11,4 % в год, рост грузовых перевозок – 6,1 % в год, и уже к 2013 году объём пассажирских перевозок составил 225,16 млрд. пкм, что превысило уровень 1990 года на 42 %. В 2008 году принята Концепция развития аэродромной (аэропортовой) сети Российской Федерации. В ней выделяются аэропорты, которые формируют национальную опорную сеть воздушного транспорта. Они были отобраны по критерию социальной значимости и исходя из перспектив развития регионов их базирования. Для строительства и реконструкции объектов аэропортовой инфраструктуры данный документ предусматривал финансирование 1,74 млрд. руб., из которых 57 % – средства федерального бюджета, 24 % – средства бюджетов РФ и 19 % средств – частные инвестиции. Основным механизмом модернизации аэропортовой сети страны рассматривается государственно-частное партнерство. Государственная программа «Развитие транспортной системы Российской Федерации на 2013-2020 годы» включает раздел «Гражданская авиация» с финансированием 1678,9 млрд. руб. (в ценах соответствующих лет), в том числе 422,6 млрд. руб. из федерального бюджета, 32,3 млрд. руб. из бюджетов субъектов РФ, 1224,1 млрд. руб. внебюджетных средств. Госпрограммой запланирована реконструкция 102 взлетно-посадочных полос, по плану обновления парка воздушных судов до 2020 г. эксплуатантам будет поставлено не менее 418 единиц авиатехники. В итоге количество авиапассажиров вырастет до 86,1 млн. в год, количество пассажиров, отправленных из аэропортов РФ, возрастет до 76,6 млрд., грузооборот гражданской авиации вырастет до 5,9 млрд. т-км в год, объём перевезённых грузов – до 1,5 млн. тонн в год. Промежуточные результаты реализации этих планов отражают Приложения 1 и 2. Несмотря на неблагоприятные тенденции в экономике в последние годы, предприятия воздушного транспорта наращивают объёмы перевозок. При этом нужно отметить концентрацию авиарынков: 35 наиболее крупных авиакомпаний выполняют до 90% пассажирских перевозок, небольшие авиапредприятия объединяются, чтобы сохранять конкурентоспособность. Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года, утверждённая Распоряжением Правительства РФ от 22.11.2015 № 1734-р, определяет направления развития транспортной системы страны, исходя из темпов социально-экономического 6 развития. Стратегия предусматривает строительство и реконструкцию автомобильных дорог, строительство высокоскоростных железных дорог, развитие инфраструктуры морских и речных портов, аэропортов и аэронавигационной системы. Развитие воздушного транспорта необходимо для хозяйственной деятельности государства. Поэтому данная отрасль требует подготовленных специалистов. Учебная дисциплина «Введение в специальность» имеет целью сформировать у обучающихся по профилю «Организация аэропортовой деятельности» знания об основных направлениях работы современного аэропортового комплекса. Данная дисциплина знакомит обучающихся с основами будущей профессии, с технико-экономическими показателями работы аэропорта, функциями его подразделений. Задачи дисциплины: сформировать знания о структуре аэропортового комплекса и взаимодействии его служб, процессы аэропортового обслуживания воздушных судов (ВС), обслуживания пассажиров, грузов, почты. Для закрепления знаний и формирования практических навыков обучающихся, каждый раздел учебного пособия содержит контрольные вопросы и практические задания. 7 ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АЭРОПОРТА 1.1. Аэропорт – элемент авиационной транспортной системы Транспортная система обеспечивает связь регионов страны, их обмен ресурсами, хозяйственное взаимодействие предприятий. Поэтому развитие транспорта значимо для любого государства. При масштабах и природно-климатических особенностях нашей страны авиация является важным звеном транспортных цепочек. Она выполняет функции, которые не доступны другим элементам транспортной системы – автомобильному, железнодорожному, речному и морскому транспорту. Авиация Российской Федерации включает три сферы, дифференцируемые по функциональному назначению: а) государственная авиация обеспечивает нужды страны в целом – защиту государственных интересов, охрану границ, оборону, аварийно-спасательные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий; б) экспериментальная авиация используется для научно-исследовательской деятельности, при проведении опытно-конструкторских работ, испытании авиационной и иной техники; в) гражданская авиация удовлетворяет нужды граждан и юридических лиц, используя авиатехнику для перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты, для различных авиационных работ, учебных и любительских полётов, экскурсионных полётов и пр. Гражданская авиация подразделяется на два класса: - транспортная авиация осуществляет на коммерческой основе перевозку грузов, пассажиров, багажа и почты (по регулярным и нерегулярным маршрутам) и выполнение авиационных работ; - авиация общего назначения (АОН) осуществляет некоммерческие перевозки (деловые, частные, спортивные полёты), выполняет безвозмездно либо в частном порядке авиационные работы. Все названные формы использования воздушного пространства невозможны без авиационной инфраструктуры – комплекса взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов, обеспечивающих функционирование авиации. Авиационная 8 инфраструктура включает аэродромы и аэропорты, центры и пункты управления полётами летательных аппаратов, объекты организации воздушного движения, места хранения авиатехники, пункты приема, хранения и обработки информации в области авиационной деятельности, центры и оборудование для подготовки летного состава, а также другие сооружения и технику, которые используются для обеспечения авиационного транспорта. Авиационная инфраструктура, авиатехника и эксплуатирующий их персонал составляют авиационную транспортную систему (АТС). Она имеет иерархическую структуру и состоит из четырёх взаимосвязанных подсистем (рис. 1.1): - система «экипаж – ВС»; - система «диспетчер – средства УВД»; - система технической эксплуатации ВС; - система обеспечения полётов. Рис. 1.1 Структура авиационно-транспортной системы АТС является человеко-машинной системой, элементы которой организационно связаны, действуют совместно, по единым стандартам. Элементами АТС являются воздушные суда и их экипажи, авиакомпании, аэродромы и аэропорты, организации по техническому обслуживанию воздушных судов и обслуживанию воздушного движения, учреждения по надзору за безопасностью полетов, комплексы наземных средств по Организация лётной деятельности Регулирование лётной деятельности Штурманское Аэродромное Режимно-охранное Аэронавигационное Метеорологическое Орнитологическое Инженерно-авиационное Организация перевозок Медицинское Радиосветотехническое Оперативное управление АСР и ПСР система «Э-ВС»: ВС ← экипаж система УВД: диспетчер → средства УВД система технической эксплуатации ВС система обеспечения полётов система обеспечения полётов 9 подготовке и обеспечению полетов, личный состав, занятый эксплуатацией и ремонтом авиатехники и наземных средств, авиационная администрация. Основным субъектом АТС является эксплуатант – гражданин или юридическое лицо, имеющее ВС на праве собственности, на праве аренды или ином законном основании, использующее данное ВС и имеющее сертификат (свидетельство) эксплуатанта (ст.61 Воздушного кодекса РФ). Перевозчиком называют эксплуатанта, который имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров воздушной перевозки. Аэропорты постоянного базирования летательных аппаратов называются базовыми. Аэропорты, предназначенные для незапланированных посадок, называются запасными. По статусу выделяют три типа аэропортов: - аэропорты федерального значения обеспечивают воздушное сообщение между городами федерального значения Москвой, Санкт-Петербургом, Севастополем, между административными центрами субъектов Российской Федерации и международные маршруты; реестр данных аэропортов утверждается Правительством РФ; международным является аэропорт, который способен принимать ВС, выполняющие международные перевозки, оборудованный пунктами пограничного, иммиграционного, таможенного, фитосанитарного, санитарно-карантинного контроля; - аэропорты регионального значения – крупные и средние аэропорты, связывающие региональные центры; - аэропорты местных воздушных линий имеют основной объём перевозок на местных воздушных линиях (МВЛ) – трассах, проложенные между населенными пунктами в пределах территориального управления ФАВТ. При внутренних воздушных перевозках пункт отправления, пункт назначения и все пункты посадок расположены на территории Российской Федерации. К международным воздушным перевозкам относят такие, пункты отправления и назначения которых расположены на территориях двух государств либо на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства (ст.101 ВЗК РФ). Аэропорт, как правило, объединяет несколько хозяйственных субъектов, выполняющих различные функции по обеспечению полётов. Главный оператор по оказанию услуг в аэропортах – это хозяйствующий субъект, имеющий сертификат аэропорта и свидетельство о государственной регистрации и годности аэродрома к 10 эксплуатации. Оператор по оказанию услуг в аэропортах – это хозяйствующий субъект, имеющий сертификаты на осуществление аэропортовой деятельности, имеющий и (или) использующий на любом законном основании комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, и (или) аэровокзал, и (или) другие объекты инфраструктуры аэропорта, предназначенные для оказания комплекса или части услуг в аэропортах (Постановление Правительства РФ №599 «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах» от 22.07.2009, ред. 31.01.2012). Имущественный комплекс аэропорта включает земельный участок, объекты недвижимости, движимое имущество, имущественные права, объекты интеллектуальной собственности. Не все объекты аэропорта могут быть переданы в собственность хозяйствующим субъектам. Лётное поле, взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, места стоянок воздушных судов, перроны, радио- и светосигнальное оборудование не подлежат приватизации, могут находиться только в государственной собственности. Технологический процесс аэропорта включает четыре взаимосвязанных между собой технологические линии по обслуживанию следующих потоков: 1) пассажиры и их багаж; 2) поток грузов и почты; 3) поток прилетающих и вылетающих ВС; 4) поток материальных ценностей, необходимых для производственной деятельности аэропорта. Для обслуживания каждого из этих потоков аэропорт имеет соответствующие службы, оборудование, здания. Работа данных служб и составляет содержание деятельности аэропорта. Организация аэропортовой деятельности осуществляется системой обеспечения полётов. Эта подсистема АТС выполняет следующие функции: - аэродромное обеспечение полётов заключается в постоянном поддержании аэродрома в состоянии, пригодным к приёму-выпуску ВС; - инженерно-авиационное обеспечение предполагает контроль и подержание ВС в исправном состоянии; - штурманское обеспечение полётов ВС состоит в том, что второй пилот или штурман получает информацию для прокладки маршрута и расчёта полета на основе перечней воздушных трасс и аэродромов со схемами маневров и заходов на посадку, 11 сборников информационных данных для полетов по МВЛ, оперативных данных об изменениях состояния аэродромов; - радиотехническое обеспечение осуществляется посредством аэродромных и трассовых радиолокаторов, радиопеленгаторов, которые обеспечивают связь ВС в полёте и УВД; - светотехническое обеспечение позволяет осуществлять посадку ВС ночью и в плохих метеоусловиях; - метеорологическое обеспечение заключается в том, что экипаж ВС получает устную консультацию или документы с прогнозом погоды в районе аэродрома (если полёт длится более 2 часов); эти сведения предоставляются авиакомпаниям Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на основе договора; на аэродроме также имеется собственный пункт замера и наблюдений за фактической погодой, который необходим для деятельности аэропортового комплекса; - обеспечение орнитологической безопасности имеет целью исключение условий для столкновения ВС с птицами в зоне 15 км вокруг аэропортов; - медицинское обеспечение предполагает контроль состояния здоровья экипажа за 2 часа до вылета и ежеквартально (ВЛЭК); - аварийно-спасательные и поисково-спасательные работы (АСР и ПСР). Система обеспечения полётов как элемент АТС имеет две группы организационных функций : а) организация перевозок – это процессы продажи перевозки, регистрацию пассажиров и организацию их посадки, прием и доставку на борт багажа, груза, почты, расчёт загрузки воздушного судна, его обслуживание при отправке и прибытии на место; б) оперативное управление текущей деятельностью аэропорта – это координация работы всех систем обеспечения полётов, всех структур аэропортового комплекса, исходя из требований безопасности полётов и их регулярности. Внешняя координация АТС осуществляется посредством сложившейся в стране и в мире структуры органов власти, отвечающих за регулирование лётной деятельности и организацию лётной деятельности. На основе их требований и решений строится работа аэропортов и аэродромов, отношения авиакомпаний и потребителей авиатранспортных услуг, работа АОН и структур УВД на национальном и международном уровнях.

14. Организация разрабатывает и утверждает должностные инструкции персонала с учетом выполняемых работниками Организации трудовых функций.

15. Организация обеспечивает проведение профессиональной подготовки (переподготовки, повышения квалификации) авиационного персонала в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативных актов, регулирующих деятельность гражданской авиации, утвержденных в установленном порядке.

16. Организация обеспечивает получение, доведение до своего персонала и контроль исполнения нормативных актов, а также информации по безопасности полетов и авиационной безопасности в части, касающейся аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты.

III. Сертификационные требования к Организациям по обеспечению обслуживания пассажиров и багажа

17. Аэропортовая деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров и багажа на внутренних воздушных линиях осуществляется службами Организации в соответствии с утвержденной руководителем Организации комплексной технологией (технологиями), в которой отражаются следующие вопросы и приводятся документы (с учетом видов работ, выполняемых Организацией):

порядок (процедуры) регистрации пассажиров и оформления багажа, в том числе в ЗОЛиД (основной и упрощенный методы);

условия и нормы перевозки багажа;

приоритеты обслуживания;

обслуживание пассажиров при объединении рейсов, замене ВС;

меры при неявке пассажиров на посадку;

доставка пассажиров к ВС;

посадка пассажиров на ВС;

транспортировка, погрузка багажа на ВС и его швартовка;

высадка пассажиров из ВС;

доставка пассажиров в аэровокзал;

выгрузка багажа из ВС, доставка багажа в зону раскомплектования и выдача его пассажирам;

обслуживание трансферных и транзитных пассажиров;

обслуживание инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в соответствии с порядком предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах, предусмотренным пунктом 13 статьи 106.1 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации";

обслуживание несопровождаемых детей;

перевозка багажа особого вида (оружие, боеприпасы и т.д.);

перевозка хрупкого, негабаритного, тяжеловесного багажа, животных и т.п.;

организация работы при нарушениях графика движения ВС;

отказ в перевозке багажа при наличии в нем веществ и (или) предметов, запрещенных к перевозке воздушным транспортом, а также в случае неоплаты установленных тарифов, сборов;

снятие багажа с борта ВС из-за неявки пассажира на посадку на ВС;

снятие багажа с ВС при длительных задержках отправления рейса;

прием-сдача багажа при перегрузке его с одного ВС на другое, а также при объединении/разъединении рейсов;

ограничения в приеме багажа к перевозке (негабаритного, хрупкого, тяжеловесного, содержащего опасные предметы и т.п.);

меры, принимаемые при недостаче, повреждении, утрате багажа;

меры, принимаемые в отношении задержанного, невостребованного, бездокументного багажа;

розыск и досылка багажа;

меры, принимаемые в отношении найденных и забытых вещей;

реализация невостребованного багажа и найденных вещей пассажиров;

ведение претензионного производства;

расчет коммерческой загрузки и центровки ВС;

руководство по качеству;

информационное обеспечение воздушных перевозок пассажиров и багажа (включая табель внутренней информации, тексты информационных сообщений и т.д.);

технологические графики обслуживания ВС по типам рейсов;

регулярность полетов;

метрологическое обеспечение;

образцы технологической документации (бланки, ведомости, бирки, журналы и т.д.).

18. В случае осуществления Организацией аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров и багажа на международных воздушных линиях в комплексной технологии (технологиях), утвержденной руководителем Организации, дополнительно отражаются следующие вопросы:

взаимодействие с государственными контролирующими органами;

обслуживание дипломатических курьеров и их багажа;

обслуживание пассажиров, которым во въезде в страну отказано;

обслуживание депортированных пассажиров;

обслуживание пассажиров, перевозящих в качестве багажа животных и птиц.

19. Для осуществления аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров и багажа Организация должна иметь (с учетом выполняемых видов работ) на праве собственности или на иных законных основаниях:

здания и сооружения аэровокзального комплекса с необходимыми помещениями для обслуживания пассажиров и багажа, размещения авиационного персонала Организации, оборудованием и инженерно-техническими средствами, в том числе резервными источниками электроснабжения для работы систем, обеспечивающих технологические процессы по обслуживанию пассажиров, деятельности государственных контролирующих органов, обработке багажа, авиационной безопасности, оповещения (информации), водоснабжения, канализации и аварийного освещения;

здания и сооружения с необходимым оборудованием для технического обслуживания и ремонта аэровокзального оборудования и перронной техники, применяемой при пассажирских воздушных перевозках, и помещениями для размещения авиационного персонала Организации;

здания и сооружения с площадками для содержания, технического обслуживания и ремонта наземного спецтранспорта, используемого при обслуживании пассажиров и багажа, и помещениями для размещения авиационного персонала Организации.

20. На все здания и сооружения, предназначенные для функционирования служб Организации, должны быть в установленном порядке оформлены технические паспорта с указанием процента износа основных конструктивных элементов зданий и сооружений.

21. Помещения, предназначенные для функционирования служб Организации, должны соответствовать требованиям действующих норм технологического проектирования.

22. На фасадах помещений, предназначенных для функционирования служб Организации, оборудуются вывески, отражающие наименования соответствующих служб (назначение помещений).

23. С учетом выполняемых видов работ Организация должна быть оснащена спецтранспортом, технологическим оборудованием, инженерно-техническими средствами, а также средствами механизации, взвешивания и транспортировки багажа, в том числе:

Перечень
документации, необходимой Организации для обеспечения обслуживания пассажиров и багажа

С изменениями и дополнениями от:

1. Зарегистрированные в установленном порядке учредительные документы Организации, документ (документы), содержащий решение о создании Организации, не являющийся для юридических лиц отдельных организационно-правовых форм учредительным документом, а также документ, определяющий полномочия руководителя Организации.

2. Свидетельство о государственной регистрации Организации и документ о присвоении Организации кодов статистической отчетности.

начальников смен;

персонала, осуществляющего прием и выдачу багажа;

персонала, осуществляющего взвешивание, погрузку, разгрузку, швартовку багажа.

за охрану окружающей среды;

8. Документ, регламентирующий порядок обслуживания пассажиров и багажа, следующих литерными рейсами, утвержденный руководителем Организации.

по обслуживанию пассажиров и багажа на международных воздушных линиях;

по обслуживанию пассажиров и багажа на внутренних воздушных линиях;

13. План (планы) профессиональной подготовки (переподготовки, повышения квалификации) авиационного персонала, утвержденный руководителем Организации.

19. План-схема (планы-схемы) служебной территории, на которой размещаются службы Организации (с привязкой к искусственной взлетно-посадочной полосе (перрону).

20. Документы, подтверждающие право собственности (владения и/или пользования на иных законных основаниях) на здания, сооружения и помещения, необходимые Организации для осуществления своей деятельности и функционирования служб Организации (свидетельства о праве собственности, заключенные со сторонними организациями договоры купли-продажи, аренды, и т.д.), эксплуатационно-техническая документация на указанные здания, сооружения и помещения (технические паспорта, планы и т.д.).

21. Документы, подтверждающие право собственности (владения и/или пользования на иных законных основаниях) на технологическое оборудование, инженерно-технические средства, средства механизации, взвешивания, транспортировки багажа и иные средства и оборудование, эксплуатируемые службами Организации, а также документы, подтверждающие соответствие указанных средств и оборудования установленным обязательным требованиям (сертификаты соответствия, пожарные и гигиенические сертификаты, документы о принятии на оснащение гражданской авиации и т.д.).

22. Иные документы, необходимые Организации для осуществления аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров и багажа, предусмотренные актами действующего законодательства, настоящими Правилами и иными нормативными актами, принятыми в установленном порядке.

3. Документ, отражающий организационно-производственную структуру Организации (если указанный вопрос не отражен в учредительных документах Организации).

4. Документы, отражающие организационно-производственную структуру и штатное расписание служб Организации (с указанием их фактической укомплектованности), выполняющих работы, входящие в аэропортовую деятельность, осуществляемую Организацией.

5. Положения о службах Организации, выполняющих работы, входящие в аэропортовую деятельность, осуществляемую Организацией.

6. Должностные инструкции и приказы о назначении (допуске к работе):

руководителей служб Организации;

начальников смен;

персонала, осуществляющего центровку и загрузку;

персонала, осуществляющего прием и выдачу грузов и почты;

персонала, осуществляющего взвешивание, погрузку, разгрузку, швартовку грузов и почты.

7. Приказы руководителя Организации:

о назначении ответственных лиц:

за охрану труда и технику безопасности;

за противопожарную безопасность;

за охрану окружающей среды;

о допуске водителей к самостоятельной работе на аэродроме (перроне) с правом (без права) подъезда к ВС;

о допуске персонала к руководству подъездом/отъездом к/от ВС на перроне.

8. Документ, регламентирующий порядок обслуживания грузов и почты, следующих литерными рейсами, утвержденный руководителем Организации.

9. Документы по метрологическому обеспечению деятельности Организации:

приказ (приказы) руководителя Организации о назначении лиц, ответственных за метрологическое обеспечение и состояние средств измерений;

перечень эксплуатируемых в службах Организации приборов и оборудования, подлежащих регулярным метрологическим поверкам, утвержденный Организацией, и свидетельствующие о прохождении таких поверок документы, срок действия которых не истек;

график проведения метрологических поверок, утвержденный Организацией;

положение о метрологическом обеспечении.

10. Комплексная технология (технологии):

по обслуживанию грузов (в том числе опасных, если Организация обеспечивает обслуживание таких грузов) и почты на международных воздушных линиях;

по обслуживанию грузов (в том числе опасных, если Организация обеспечивает обслуживание таких грузов) и почты на внутренних воздушных линиях;

работы в сбойных (внештатных, чрезвычайных) ситуациях;

иные разработанные и утвержденные в Организации.

11. Документ, определяющий схему расстановки и организации движения ВС, спецтранспорта и средств механизации на аэродроме.

12. Инструкции по охране труда и технике безопасности, утвержденные Организацией.

13. План (планы) профессиональной подготовки (переподготовки, повышения квалификации) авиационного персонала, утвержденные руководителем Организации.

14. Утвержденное Организацией руководство по качеству или иной документ (документы) по системе качества Организации.

15. Документы, регламентирующие подготовку Организации и ее служб к работе в осенне-зимний (весенне-летний) период (далее соответственно - ОЗП и ВЛП) в соответствии с требованиями нормативных документов, регулирующих деятельность гражданской авиации, в том числе:

приказы об организации и проведении подготовки Организации и ее служб к работе в ОЗП (ВЛП);

планы подготовки служб Организации к работе в ОЗП (ВЛП);

приказ о создании в Организации комиссии по проверке знаний персонала об особенностях работы в конкретный период (ОЗП или ВЛП);

протокол (протоколы), содержащий результаты проверки знаний персонала об особенностях работы в конкретный период (ОЗП или ВЛП);

акты проверки готовности Организации и ее служб к работе в ОЗП (ВЛП);

план-график проведения технического обслуживания при подготовке спецтранспорта и средств механизации (если таковые эксплуатируются в службах Организации) к ОЗП (ВЛП);

приказы о допуске спецтранспорта, средств механизации (если таковые эксплуатируются в службах Организации) и персонала к работе в ОЗП (ВЛП);

приказ руководителя Организации о готовности Организации к работе в ОЗП (ВЛП).

16. Документы на грузоподъемные и иные машины, подлежащие государственной регистрации в органах гостехнадзора (если такие машины эксплуатируются в службах Организации), в том числе:

приказ (приказы) руководителя Организации о назначении лиц, ответственных за эксплуатацию машин;

перечни машин, состоящих на учете (эксплуатируемых) в службах Организации;

паспорта на машины, свидетельства о регистрации машин в органах гостехнадзора, действующие талоны (допуски на эксплуатацию) о прохождении государственного технического осмотра машин.

17. Документы, регламентирующие работу Организации по рассмотрению претензий:

приказ руководителя Организации о назначении комиссии по рассмотрению претензий;

положение о претензионной комиссии Организации, утвержденное руководителем Организации;

журнал ведения претензионного производства.

18. Журнал о прохождении водителями медосмотра перед выездом на линию и по возвращении в парк.

19. Документы, регламентирующие деятельность Организации по обеспечению обслуживания опасных грузов (если Организация обеспечивает обслуживание таких грузов):

приказы руководителя Организации:

о назначении в службах Организации лиц, ответственных за обслуживание опасных грузов;

о допуске персонала служб Организации к работе с опасными грузами;

о введении в эксплуатацию в Организации транспортных средств, оборудованных для перевозки опасных грузов, в том числе радиоактивных материалов;

лицензии и (или) иные документы, выданные уполномоченными государственными органами, предоставляющие Организации право осуществлять обслуживание опасных грузов;

схема (схемы) размещения опасных грузов на складе, утвержденная Организацией;

акт по проверке и оценке радиационной обстановки в зоне склада хранения радиоактивных материалов и санитарные паспорта дозиметрического контроля персонала и обнаружения радиоактивных материалов с отметками о проведенных проверках (в случае, если Организация обеспечивает обслуживание радиоактивных грузов).

20. План-схема (планы-схемы) служебной территории, на которой размещаются службы Организации, с привязкой к искусственной взлетно-посадочной полосе (перрону), а также указанием мест стоянки ВС, в которые (из которых) осуществляется погрузка (выгрузка) опасных грузов (если Организация обеспечивает обслуживание таких грузов).

21. Документы, подтверждающие право собственности (владения и/или пользования на иных законных основаниях) на здания, сооружения и помещения, необходимые Организации для осуществления своей деятельности и функционирования служб Организации (свидетельства о праве собственности, заключенные со сторонними организациями договоры купли-продажи, аренды, и т.д.), эксплуатационно-техническая документация на указанные здания, сооружения и помещения (технические паспорта, планы и т.д.).

22. Документы, подтверждающие право собственности (владения и/или пользования на иных законных основаниях) на технологическое оборудование, инженерно-технические средства, средства механизации, взвешивания, транспортировки грузов, почты и иные средства и оборудование, эксплуатируемые службами Организации, а также документы, подтверждающие соответствие указанных средств и оборудования установленным обязательным требованиям (сертификаты соответствия, пожарные и гигиенические сертификаты, документы о принятии на оснащение гражданской авиации и т.д.).

23. Иные документы, необходимые Организации для осуществления аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания грузов и почты, предусмотренные актами действующего законодательства, настоящими Правилами и иными нормативными актами, принятыми в установленном порядке.

Работать в аэропорту мечтают многие. Неудивительно, ведь данное слово у всех ассоциируется с дальними путешествиями, интересными встречами, красивой обстановкой и, конечно, неплохим заработком. Те, кто работает в аэропорту, всегда имеют некоторые привилегии, даже если это простые технические работники.

Оказаться на месте пилотов хочет большое число желающих. Но для этого требуется не только специальное образование, но и неплохое знание хотя бы одного иностранного языка.

Так кем можно работать в аэропорту людям без спец. подготовки? Далее будут рассмотрены основные виды деятельности, для которых не требуется квалификация летчика гражданской авиации.

Обслуживание аэропортов

Для этой группы сотрудников тоже необходимо соответствующее образование, без этого вас точно не примут.

Профессии по обеспечению взлета, полета и посадки воздушных средств:

  • диспетчер по координации воздушного и наземного движения;
  • диспетчер по сопровождению полетов;
  • специалист по аэронавигации;
  • супервайзер;
  • штурман.

Это одни из самых высокооплачиваемых профессий, но, одновременно, и самых стрессовых. Кандидату на эту должность нужно иметь большое самообладание, крепкие нервы и отличную организованность.

Специальности, не требующие авиационной подготовки

Список должностей, для которых требуется квалификация инженера:

  • диспетчер по техобслуживанию;
  • инженер по низковольтному и сигнальному оборудованию;
  • инженер по техобслуживанию оборудования;
  • наладчик;
  • инспектор технадзора.

Эти профессии нельзя назвать стрессовыми, но они требуют большой ответственности, ведь от исправности оборудования зависит очень многое. Инженерные знания пригодятся для работы в разделе информационных систем и телекоммуникаций. Там всегда требуются грамотные программисты и радиотехники.

Административная работа:

Для следующей группы сотрудников, обслуживающей пассажиров, высшего образования не требуется, но необходимо знание иностранных языков, хотя бы одного:

  • агент регистрации пассажиров;
  • агент сопровождения;
  • ресепшионист;
  • администратор обслуживания пассажиров;
  • оформитель багажа.

Работа без специальной подготовки

Если вы не имеете достаточных знаний, то все равно не следует отчаиваться. Вот список профессий, для которых не требуется особых навыков, кроме, может, водительских прав:

  • водитель;
  • грузчик;
  • носильщик;
  • кладовщик.

Служба безопасности

Специалисты этой группы обеспечивают не только корпоративную, но и транспортную безопасность работы всех служб. Именно они ответственны за контроль по провозу запрещенных средств, а также за антитеррористическую охрану.

В данную группу входят:

  • группа быстрого реагирования;
  • инспекторы таможенного контроля;
  • специалисты по авиационной безопасности;
  • операторы печати пропусков;
  • кинологи;
  • специалисты по противопожарной и экологической безопасности.

Работа это очень опасная, но и оплачивается она хорошо. Также сотрудники охраны всегда пользуются дополнительными бонусами.

Список «женских» профессий

На вопрос о том, кем можно работать в аэропорту девушке, чаще всего можно услышать слово «стюардесса». Ведь профессия бортпроводницы считается все еще очень престижной.

Претенденткам понадобится отличное знание хотя бы одного иностранного языка. Авиакомпании сами проводят обучение стюардесс, которое длится 3-4 месяца. Также к девушкам предъявляются строгие требования относительно внешности и аккуратности.

У этого есть множество плюсов – полеты в дальние страны, общение с известными людьми, покупки в dutyfree и прочие преимущества. Но это и существенные минусы, потому что стюардесса мало бывает дома. К тому же в рейсе могут возникнуть непредвиденные и опасные ситуации.

Работа без риска

Тем, кто не имеет модельной внешности и хочет найти работу, не требующую особого риска, лучше обратить внимание на следующие должности:

  • таможенный декларант;
  • маркетолог;
  • делопроизводитель;
  • менеджер по персоналу;
  • работник бухгалтерии;
  • официантка;
  • буфетчица.

Это не все должности, которые есть в аэропорту. В статье была отражена лишь их малая часть. В завершении можно лишь дать совет словами известного поэта: «Все работы хороши – выбирай на вкус!»

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ФГБОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»

Введение в профессию

Методическое письмо по изучению дисциплины

Направление подготовки

162700 «Эксплуатация аэропортов и обеспечение

полетов воздушных судов»

Профиль подготовки

« »

Квалификация (степень) выпускника

«бакалавр»

Форма обучения

заочная

Санкт-Петербург

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Введение в профессию» являются ознакомление обучающихся с системой воздушного транспорта (ВТ), характеристиками воздушных судов (ВС), авиапредприятиями, основными задачами подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ООП ВО, организацией работы Вуза и основами учебного процесса.

Основной задачей дисциплины является формирование у обучающегося достаточно полного представления о своей будущей профессии, об основных возможностях, о структуре, об основных элементах и функциях системы воздушного транспорта, об образовательной программе по направлению и профилю обучения и об основах учебного процесса.

Дисциплина «Введение в профессию» является одной из дисциплин вариативной части «Профессионального цикла» (Б.3).

Данная дисциплина базируется на компетенциях, сформированных у обучающегося при освоении программы среднего образования .

Дисциплина является предшествующей для таких дисциплин, как: «Аэропорты и аэропортовая деятельность», «Эксплуатация аэродромов», «Механизация и автоматизация технологических процессов», «Оперативное управление производственно-технологическими процессами», «Технологические процессы в аэропортах», «Сертификация аэропортов и аэродромов», «Организация пассажирских и грузовых перевозок на воздушном транспорте».

Процесс освоения дисциплины направлен на формирование и обладание следующими компетенциями:

общекультурными :

Владением культурой мышления, знать его общие законы;

Способностью формулировать понятия и суждения, индуктивные и дедуктивные умозаключения, выявлять значение, смысловое содержание в услышанном, увиденном или прочитанном;

Способностью к восприятию, обобщению, анализу и синтезу информации, полученной из разных источников, постановке цели и выбору путей её достижения;

Умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, владением навыками риторики, ведения спора, дискуссии и полемики;

и профессиональными:

Готовностью участвовать в разработке и реализации мероприятий по повышению эффективности деятельности воздушного транспорта, обеспечению безопасности полетов воздушных судов, обеспечению авиационной безопасности и предотвращению актов незаконного вмешательства в деятельность авиации, обеспечению охраны окружающей среды , обеспечению качества работ и услуг.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

Объекты и задачи своей будущей деятельности;

Основные положения документов ИКАО;

Основные положения документов, регулирующих деятельность воздушного транспорта России;

Основные технико-экономические характеристики современных отечественных и зарубежных воздушных судов (ВС);

Основные характеристики, структуру, функции составных элементов авиакомпаний и аэропортов;

Основы учебного процесса и основные положения образовательной про­граммы по профилю;

уметь :

Применять нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность гражданской авиации;

владеть :

Терминами и определениями, применяемыми на воздушном транспорте.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 академических часа.

Дисциплина изучается в 1 семестре.

Введение.

Роль дисциплины в учебном процессе. Цель и основные задачи дисциплины.

Раздел 1. Организационная система воздушного транспорта (международная, феде ральная, региональная)

Роль и место транспорта в жизнеобеспечении производства и населения.

Место воздушного транспорта (ВТ) в единой транспортной системе мира и России. Отличительные особенности ВТ при реализации перевозочного процесса.

Мировая система ВТ, ее структура и компоненты. Международные организации, ассоциации, советы гражданской авиации (ИКАО, ИАТА, АСИ), их статус, роль и основные документы.

Федеральная система ВТ России, ее функциональная структура и основные элементы. Государственные органы управления ВТ (Минтранс, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральное агентство воздушного транспорта, региональные управления федеральных органов исполнительной вла­сти), их функции и задачи.

Раздел 2. Воздушные трассы. Летно-технические характеристики воздушных судов

Воздушные трассы. Система регулирования воздушного движения ее характеристики.

Воздушные суда (ВС) и их основные технико-экономические характеристики. Летно-технические характеристики отечественных и зарубежных ВС: дальность полетов, пассажировместимость, коммерческая загрузка, требуемая длина взлетно-посадочных полос (ВПП), взлетная масса, их сравнение.

Авиапредприятия, аэропортовые предприятия, предприятия (операторы), предоставляющие аэропортовые услуги на узком сегменте рынка, предприятия по продаже и бронированию авиаперевозок. Краткие характеристики производственных и аэровокзальных комплексов. Аэропорты как элемент системы ВТ. Классификация аэропортов и аэродромов. Генеральные планы и объекты аэропортов.

Раздел 4. Общая характеристика направления и профиля подготовки. Объекты работы выпускника

Квалификационные характеристики выпускников по направлению подготовки «Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов». Роль выпускников в авиатранспортном производстве. Объекты работы выпускников (службы авиаперевозок, производственно - диспетчерские, аэродромные, эксплуатации наземных сооружений, научно-исследовательские и проектные институты и организации).

Основные задачи подготовки выпускников по направлению и профилю подготовки.

Требования к профессиональным качествам выпускников (знания, умения, владения). Требования к личным качествам выпускников (управление собой и коллективом , общительность, целенаправленность, инициативность, порядочность, мобильность и др.).

Раздел 5. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования направления подготовки. Образовательная программа

Основные требования федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВПО) направления подготовки 162700 «Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов». Состав ФГОС ВО, содержание основных разделов.

Раздел 6. Структура ВУЗа: факультеты, направления, профили. Основы учебно го процесса

Структура ВУЗа. Сотрудничество ВУЗа с ассоциациями работодателей и профильными предприятиями и организациями.

Основы учебного процесса. Особенности рабочего учебного плана ВУЗа. Семестры и сессии. Правила для студентов.

Рубежный контроль (рефераты). Итоговый контроль по дисциплине (экзамен, зачет). Практика. Подготовка и защита курсовых работ , проектов, выпускной квалификационной работы. Госэкзамен.

3. Вопросы к зачету

2. Понятие специально уполномоченных органов.

3. Принадлежность имущества авиации.

4. Обязательная сертификация и аттестация в гражданской авиации.

5. Лицензирование деятельности в области авиации.

6. Виды авиации.

7. Воздушное судно. Типы ВС.

8. Допуск к эксплуатации гражданских и государственных воздушных судов.

9. Аэродромы и аэропорты. Дать определения.

10. Государственная регистрация аэропортов и аэродромов.

11. Допуск к эксплуатации аэропортов и аэродромов.

12. Понятие авиационного персонала.

13. Допуск лиц из числа авиационного персонала к деятельности.

14. Экипаж воздушного судна.

15. Командир воздушного судна.

16. Авиационное предприятие и эксплуатант.

17. Коммерческая деятельность в области гражданской авиации иностранных авиационных предприятий.

18. Тарифы и сборы в области гражданской авиации и правила продажи перевозочных документов.

19. Авиационная безопасность.

20. Обеспечение авиационной безопасности.

21. Предполетный досмотр.

22. Перевозчик. Дать определение и перечислить крупные авиакомпании.

23. Воздушные перевозки.

24. Выполнение правил воздушных перевозок.

25. Договор воздушной перевозки пассажиров, багажа, груза и почты.

26. Общие принципы ответственности.

27. Ответственность перевозчика за просрочку доставки пассажира, багажа или груза.

29. Международная организация гражданской авиации (ИКАО). Задачи ИКАО.

31. Организационная система управления воздушным транспортом РФ.

32. Международный совет аэропортов (АСИ).

33. Летно-технические характеристики ВС.

1. Воздушный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 19 марта 1997 г. №60-ФЗ [Электронный ресурс]. - М.: Консультант Плюс.

2. «Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации»: Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 000 [Электронный ресурс]. - М.: Консультант Плюс.

3. «Положение о Федеральном агентстве воздушного транспорта»: Утверждены Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 000 [Электронный ресурс]. - М.: Гарант.

4. «Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта»: Утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.01.01г. № 000 [Электронный ресурс]. - М.: Гарант.

5. Конвенция о международной гражданской авиации (ИКАО).

6. ИКАО. Приложение 6. Эксплуатация воздушных судов. Ч.1: Международный коммерческий воздушный транспорт. Самолеты. - 8-е изд. - Монреаль: ИКАО, 2001. - 136с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВПО) направления подготовки 162700 «Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов».

8. Федеральные авиационные правила «Сертификация аэропортов. Процедуры». Введены в действие приказом Федеральной службы воздушного транспорта России (зарегистрированы Минюстом России 31.08.2000, регистрационный № 000);

9. Ашфорд Н., Мур аэропорта. - М.: Транспорт, 1991.

10. Бабаскин, В. В. , Эффективность воздушного транспорта: Учебное пособие для вузов [Текст] / СПб.: ГУГА, 2007. - 128с.

11. Воздушный транспорт в современном мире: Учебное пособие для вузов. Допущ. УМО [Текст] / [и др.]. - СПб.: ГУГА, 2010. - 336с.

12. , Писков / М.: Стройиздат, 1987. - 199с.

13. Олянюк система воздушного транспорта: Учебное пособие для вузов / 2-е изд., доп. - СПб: ГУГА, 2006. - 282с.

14. Основы авиации (введение в специальность): Учебное пособие для вузов. Допущ. УМО / , . - СПб.: ГУГА, 2010. - 173с.

15. Плотников воздушного транспорта / Новосибирск: НГАЭиУ, 2003. - 238с.

Периодические издания

Airport international

Авиатранспортное обозрение

Airports international / Международные аэропорты

Бюллетень транспортной информации

Взаимодействие разных видов транспорта, логистика и контейнерные перевозки (с указателями)

Воздушный транспорт (с указателями)

Вестник транспорта

Воздушный транспорт гражданской авиации

Гражданская авиация

Транспорт: наука, техника, управление

Информационно-справочные материалы в сети Internet :

Информационно-правовая система http://www. consultant. ru/

Информационно-правовая система http://www. garant. ru/products/bank/

Научная электронная библиотека eLibrary. ru – свободный доступ

База данных «Авиатор».

Методическое письмо составлено в соответствии с Рабочей программой дисциплины «Введение в профессию» и требованиями ФГОС ВО и ПрООП ВО по направлению подготовки «Эксплуатация аэропортов и обеспечение полётов воздушных судов» , профилю подготовки « Организация аэропортовой деятельности » .

Разработчик:

, доцент каф. № 23

Заведующая кафедрой № 23

к. т.н. _____________