» »

Организация аэропортовой деятельности кем работать. Введение в специальность «Организация аэропортовой деятельности»: учебное пособие

26.01.2024

Работать в аэропорту мечтают многие. Неудивительно, ведь данное слово у всех ассоциируется с дальними путешествиями, интересными встречами, красивой обстановкой и, конечно, неплохим заработком. Те, кто работает в аэропорту, всегда имеют некоторые привилегии, даже если это простые технические работники.

Оказаться на месте пилотов хочет большое число желающих. Но для этого требуется не только специальное образование, но и неплохое знание хотя бы одного иностранного языка.

Так кем можно работать в аэропорту людям без спец. подготовки? Далее будут рассмотрены основные виды деятельности, для которых не требуется квалификация летчика гражданской авиации.

Обслуживание аэропортов

Для этой группы сотрудников тоже необходимо соответствующее образование, без этого вас точно не примут.

Профессии по обеспечению взлета, полета и посадки воздушных средств:

  • диспетчер по координации воздушного и наземного движения;
  • диспетчер по сопровождению полетов;
  • специалист по аэронавигации;
  • супервайзер;
  • штурман.

Это одни из самых высокооплачиваемых профессий, но, одновременно, и самых стрессовых. Кандидату на эту должность нужно иметь большое самообладание, крепкие нервы и отличную организованность.

Специальности, не требующие авиационной подготовки

Список должностей, для которых требуется квалификация инженера:

  • диспетчер по техобслуживанию;
  • инженер по низковольтному и сигнальному оборудованию;
  • инженер по техобслуживанию оборудования;
  • наладчик;
  • инспектор технадзора.

Эти профессии нельзя назвать стрессовыми, но они требуют большой ответственности, ведь от исправности оборудования зависит очень многое. Инженерные знания пригодятся для работы в разделе информационных систем и телекоммуникаций. Там всегда требуются грамотные программисты и радиотехники.

Административная работа:

Для следующей группы сотрудников, обслуживающей пассажиров, высшего образования не требуется, но необходимо знание иностранных языков, хотя бы одного:

  • агент регистрации пассажиров;
  • агент сопровождения;
  • ресепшионист;
  • администратор обслуживания пассажиров;
  • оформитель багажа.

Работа без специальной подготовки

Если вы не имеете достаточных знаний, то все равно не следует отчаиваться. Вот список профессий, для которых не требуется особых навыков, кроме, может, водительских прав:

  • водитель;
  • грузчик;
  • носильщик;
  • кладовщик.

Служба безопасности

Специалисты этой группы обеспечивают не только корпоративную, но и транспортную безопасность работы всех служб. Именно они ответственны за контроль по провозу запрещенных средств, а также за антитеррористическую охрану.

В данную группу входят:

  • группа быстрого реагирования;
  • инспекторы таможенного контроля;
  • специалисты по авиационной безопасности;
  • операторы печати пропусков;
  • кинологи;
  • специалисты по противопожарной и экологической безопасности.

Работа это очень опасная, но и оплачивается она хорошо. Также сотрудники охраны всегда пользуются дополнительными бонусами.

Список «женских» профессий

На вопрос о том, кем можно работать в аэропорту девушке, чаще всего можно услышать слово «стюардесса». Ведь профессия бортпроводницы считается все еще очень престижной.

Претенденткам понадобится отличное знание хотя бы одного иностранного языка. Авиакомпании сами проводят обучение стюардесс, которое длится 3-4 месяца. Также к девушкам предъявляются строгие требования относительно внешности и аккуратности.

У этого есть множество плюсов – полеты в дальние страны, общение с известными людьми, покупки в dutyfree и прочие преимущества. Но это и существенные минусы, потому что стюардесса мало бывает дома. К тому же в рейсе могут возникнуть непредвиденные и опасные ситуации.

Работа без риска

Тем, кто не имеет модельной внешности и хочет найти работу, не требующую особого риска, лучше обратить внимание на следующие должности:

  • таможенный декларант;
  • маркетолог;
  • делопроизводитель;
  • менеджер по персоналу;
  • работник бухгалтерии;
  • официантка;
  • буфетчица.

Это не все должности, которые есть в аэропорту. В статье была отражена лишь их малая часть. В завершении можно лишь дать совет словами известного поэта: «Все работы хороши – выбирай на вкус!»

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ФГБОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»

Введение в профессию

Методическое письмо по изучению дисциплины

Направление подготовки

162700 «Эксплуатация аэропортов и обеспечение

полетов воздушных судов»

Профиль подготовки

« »

Квалификация (степень) выпускника

«бакалавр»

Форма обучения

заочная

Санкт-Петербург

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Введение в профессию» являются ознакомление обучающихся с системой воздушного транспорта (ВТ), характеристиками воздушных судов (ВС), авиапредприятиями, основными задачами подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ООП ВО, организацией работы Вуза и основами учебного процесса.

Основной задачей дисциплины является формирование у обучающегося достаточно полного представления о своей будущей профессии, об основных возможностях, о структуре, об основных элементах и функциях системы воздушного транспорта, об образовательной программе по направлению и профилю обучения и об основах учебного процесса.

Дисциплина «Введение в профессию» является одной из дисциплин вариативной части «Профессионального цикла» (Б.3).

Данная дисциплина базируется на компетенциях, сформированных у обучающегося при освоении программы среднего образования .

Дисциплина является предшествующей для таких дисциплин, как: «Аэропорты и аэропортовая деятельность», «Эксплуатация аэродромов», «Механизация и автоматизация технологических процессов», «Оперативное управление производственно-технологическими процессами», «Технологические процессы в аэропортах», «Сертификация аэропортов и аэродромов», «Организация пассажирских и грузовых перевозок на воздушном транспорте».

Процесс освоения дисциплины направлен на формирование и обладание следующими компетенциями:

общекультурными :

Владением культурой мышления, знать его общие законы;

Способностью формулировать понятия и суждения, индуктивные и дедуктивные умозаключения, выявлять значение, смысловое содержание в услышанном, увиденном или прочитанном;

Способностью к восприятию, обобщению, анализу и синтезу информации, полученной из разных источников, постановке цели и выбору путей её достижения;

Умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, владением навыками риторики, ведения спора, дискуссии и полемики;

и профессиональными:

Готовностью участвовать в разработке и реализации мероприятий по повышению эффективности деятельности воздушного транспорта, обеспечению безопасности полетов воздушных судов, обеспечению авиационной безопасности и предотвращению актов незаконного вмешательства в деятельность авиации, обеспечению охраны окружающей среды , обеспечению качества работ и услуг.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

Объекты и задачи своей будущей деятельности;

Основные положения документов ИКАО;

Основные положения документов, регулирующих деятельность воздушного транспорта России;

Основные технико-экономические характеристики современных отечественных и зарубежных воздушных судов (ВС);

Основные характеристики, структуру, функции составных элементов авиакомпаний и аэропортов;

Основы учебного процесса и основные положения образовательной про­граммы по профилю;

уметь :

Применять нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность гражданской авиации;

владеть :

Терминами и определениями, применяемыми на воздушном транспорте.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 академических часа.

Дисциплина изучается в 1 семестре.

Введение.

Роль дисциплины в учебном процессе. Цель и основные задачи дисциплины.

Раздел 1. Организационная система воздушного транспорта (международная, феде ральная, региональная)

Роль и место транспорта в жизнеобеспечении производства и населения.

Место воздушного транспорта (ВТ) в единой транспортной системе мира и России. Отличительные особенности ВТ при реализации перевозочного процесса.

Мировая система ВТ, ее структура и компоненты. Международные организации, ассоциации, советы гражданской авиации (ИКАО, ИАТА, АСИ), их статус, роль и основные документы.

Федеральная система ВТ России, ее функциональная структура и основные элементы. Государственные органы управления ВТ (Минтранс, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральное агентство воздушного транспорта, региональные управления федеральных органов исполнительной вла­сти), их функции и задачи.

Раздел 2. Воздушные трассы. Летно-технические характеристики воздушных судов

Воздушные трассы. Система регулирования воздушного движения ее характеристики.

Воздушные суда (ВС) и их основные технико-экономические характеристики. Летно-технические характеристики отечественных и зарубежных ВС: дальность полетов, пассажировместимость, коммерческая загрузка, требуемая длина взлетно-посадочных полос (ВПП), взлетная масса, их сравнение.

Авиапредприятия, аэропортовые предприятия, предприятия (операторы), предоставляющие аэропортовые услуги на узком сегменте рынка, предприятия по продаже и бронированию авиаперевозок. Краткие характеристики производственных и аэровокзальных комплексов. Аэропорты как элемент системы ВТ. Классификация аэропортов и аэродромов. Генеральные планы и объекты аэропортов.

Раздел 4. Общая характеристика направления и профиля подготовки. Объекты работы выпускника

Квалификационные характеристики выпускников по направлению подготовки «Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов». Роль выпускников в авиатранспортном производстве. Объекты работы выпускников (службы авиаперевозок, производственно - диспетчерские, аэродромные, эксплуатации наземных сооружений, научно-исследовательские и проектные институты и организации).

Основные задачи подготовки выпускников по направлению и профилю подготовки.

Требования к профессиональным качествам выпускников (знания, умения, владения). Требования к личным качествам выпускников (управление собой и коллективом , общительность, целенаправленность, инициативность, порядочность, мобильность и др.).

Раздел 5. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования направления подготовки. Образовательная программа

Основные требования федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВПО) направления подготовки 162700 «Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов». Состав ФГОС ВО, содержание основных разделов.

Раздел 6. Структура ВУЗа: факультеты, направления, профили. Основы учебно го процесса

Структура ВУЗа. Сотрудничество ВУЗа с ассоциациями работодателей и профильными предприятиями и организациями.

Основы учебного процесса. Особенности рабочего учебного плана ВУЗа. Семестры и сессии. Правила для студентов.

Рубежный контроль (рефераты). Итоговый контроль по дисциплине (экзамен, зачет). Практика. Подготовка и защита курсовых работ , проектов, выпускной квалификационной работы. Госэкзамен.

3. Вопросы к зачету

2. Понятие специально уполномоченных органов.

3. Принадлежность имущества авиации.

4. Обязательная сертификация и аттестация в гражданской авиации.

5. Лицензирование деятельности в области авиации.

6. Виды авиации.

7. Воздушное судно. Типы ВС.

8. Допуск к эксплуатации гражданских и государственных воздушных судов.

9. Аэродромы и аэропорты. Дать определения.

10. Государственная регистрация аэропортов и аэродромов.

11. Допуск к эксплуатации аэропортов и аэродромов.

12. Понятие авиационного персонала.

13. Допуск лиц из числа авиационного персонала к деятельности.

14. Экипаж воздушного судна.

15. Командир воздушного судна.

16. Авиационное предприятие и эксплуатант.

17. Коммерческая деятельность в области гражданской авиации иностранных авиационных предприятий.

18. Тарифы и сборы в области гражданской авиации и правила продажи перевозочных документов.

19. Авиационная безопасность.

20. Обеспечение авиационной безопасности.

21. Предполетный досмотр.

22. Перевозчик. Дать определение и перечислить крупные авиакомпании.

23. Воздушные перевозки.

24. Выполнение правил воздушных перевозок.

25. Договор воздушной перевозки пассажиров, багажа, груза и почты.

26. Общие принципы ответственности.

27. Ответственность перевозчика за просрочку доставки пассажира, багажа или груза.

29. Международная организация гражданской авиации (ИКАО). Задачи ИКАО.

31. Организационная система управления воздушным транспортом РФ.

32. Международный совет аэропортов (АСИ).

33. Летно-технические характеристики ВС.

1. Воздушный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 19 марта 1997 г. №60-ФЗ [Электронный ресурс]. - М.: Консультант Плюс.

2. «Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации»: Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 000 [Электронный ресурс]. - М.: Консультант Плюс.

3. «Положение о Федеральном агентстве воздушного транспорта»: Утверждены Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 000 [Электронный ресурс]. - М.: Гарант.

4. «Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта»: Утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.01.01г. № 000 [Электронный ресурс]. - М.: Гарант.

5. Конвенция о международной гражданской авиации (ИКАО).

6. ИКАО. Приложение 6. Эксплуатация воздушных судов. Ч.1: Международный коммерческий воздушный транспорт. Самолеты. - 8-е изд. - Монреаль: ИКАО, 2001. - 136с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВПО) направления подготовки 162700 «Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов».

8. Федеральные авиационные правила «Сертификация аэропортов. Процедуры». Введены в действие приказом Федеральной службы воздушного транспорта России (зарегистрированы Минюстом России 31.08.2000, регистрационный № 000);

9. Ашфорд Н., Мур аэропорта. - М.: Транспорт, 1991.

10. Бабаскин, В. В. , Эффективность воздушного транспорта: Учебное пособие для вузов [Текст] / СПб.: ГУГА, 2007. - 128с.

11. Воздушный транспорт в современном мире: Учебное пособие для вузов. Допущ. УМО [Текст] / [и др.]. - СПб.: ГУГА, 2010. - 336с.

12. , Писков / М.: Стройиздат, 1987. - 199с.

13. Олянюк система воздушного транспорта: Учебное пособие для вузов / 2-е изд., доп. - СПб: ГУГА, 2006. - 282с.

14. Основы авиации (введение в специальность): Учебное пособие для вузов. Допущ. УМО / , . - СПб.: ГУГА, 2010. - 173с.

15. Плотников воздушного транспорта / Новосибирск: НГАЭиУ, 2003. - 238с.

Периодические издания

Airport international

Авиатранспортное обозрение

Airports international / Международные аэропорты

Бюллетень транспортной информации

Взаимодействие разных видов транспорта, логистика и контейнерные перевозки (с указателями)

Воздушный транспорт (с указателями)

Вестник транспорта

Воздушный транспорт гражданской авиации

Гражданская авиация

Транспорт: наука, техника, управление

Информационно-справочные материалы в сети Internet :

Информационно-правовая система http://www. consultant. ru/

Информационно-правовая система http://www. garant. ru/products/bank/

Научная электронная библиотека eLibrary. ru – свободный доступ

База данных «Авиатор».

Методическое письмо составлено в соответствии с Рабочей программой дисциплины «Введение в профессию» и требованиями ФГОС ВО и ПрООП ВО по направлению подготовки «Эксплуатация аэропортов и обеспечение полётов воздушных судов» , профилю подготовки « Организация аэропортовой деятельности » .

Разработчик:

, доцент каф. № 23

Заведующая кафедрой № 23

к. т.н. _____________

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ

(МИНТРАНС РОССИИ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

(РОСАВИАЦИЯ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»

Аэропорты и аэропортовая деятельность

Методические указания

по изучению дисциплины и выполнения курсовой работы

Для студентов по направлению подготовки

«Эксплуатация аэропортов и обеспечение полётов воздушных судов»

(очная и заочная форма обучения)

Учебно-методическим советом

Университета

АЭРОПОРТЫ И АЭРОПОРТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Методические указания по изучению дисциплины и выполнения курсовой работы для студентов ФААП, ФЛЭ, КФ, ЗФ по направлению подготовки «Эксплуатации аэропортов и обеспечение полётов воздушных судов».

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации».

Ил. нет, табл. 2, Библ. 15.

Составитель: В.А.Колясников, доцент, кандидат технических наук

Рецензенты: Панфёров В.В., профессор, доктор технических наук.

О.В.Куржумов, начальник аэродромной службы ОАО ООО «Воздушные ворота северной столицы».

Введение

Аэропорты, как комплекс зданий и сооружений, являются одними из основных составляющих системы воздушного транспорта. Используя комплекс зданий и сооружений аэропортов главные операторы и операторы аэропортов предоставляют комплекс услуг по наземному обслуживанию воздушных судов (далее ВС) физических и юридических лиц, обслуживанию пассажиров, обработке грузов, почты и багажа. Для обеспечения полетов ВС авиационных предприятий и физических лиц необходимо обеспечить эксплуатационное и техническое содержание объектов аэропортов в соответствии с требованиями нормативных правовых документов РФ, обеспечить выполнение всех видов аэропортовой деятельности в соответствии с установленными технологическими процессами и иметь профессионально подготовленный персонал.

Основной целью курса “Аэропорты и аэропортовая деятельность ” является изучение научных и практических основ функционирования воздушного транспорта мира и РФ, организации функционирования главных операторов и операторов аэропортов как части системы воздушного транспорта, получение практических знаний по организации функционирования операторов аэропортов при наземном обеспечения полетов ВС, техническом и эксплуатационном содержании зданий и сооружений, входящих в комплекс аэропорта.

Дисциплина «Аэропорты и аэропортовая деятельность» является одной из профессиональных для профиля «Организация аэропортовой деятельности» по направлению подготовки «Эксплуатация аэропортов и обеспечение полётов воздушных судов.

  1. Место дисциплины в учебном процессе и требования к знаниям и умениям выпускника

В результате изучения и освоения курса бакалавр по организации аэропортовой деятельности должен:

знать:

    термины и определения в области воздушного транспорта в части организации и обеспечения технического и эксплуатационного содержания элементов аэропортовых комплексов;

    классификацию аэропортов;

    требования, предъявляемые к аэропортам;

    состав и назначение элементов генерального плана аэропорта;

    методы расчета пропускной способности аэропорта и его элементов;

    нормативную правовую базу по организации функционирования операторов аэропортов и предоставляемым услугам по видам аэропортовой деятельности;

    виды аэропортовой деятельности;

    правила и процедуры организации аэропортовой деятельности;

    организацию взаимодействия аэропортовых служб при обеспечении и выполнении полетов воздушных судов.

Уметь:

    применять нормативные правовые документы по организации функционирования операторов аэропортов и предоставляемым услугам по видам аэропортовой деятельности;

    выполнять правила и процедуры организации аэропортовой деятельности;

    соблюдать требования технологических карт по эксплуатационному содержанию элементов аэропортового комплекса.

Владеть:

    навыками применения нормативных правовых документов по организации функционирования операторов аэропортов и предоставляемым услугам по видам аэропортовой деятельности;

    навыками применения нормативных правовых документов по эксплуатации аэропортов;

    навыками выполнения правил и процедур организации аэропортовой деятельности;

    теоретическими основами технического и эксплуатационного содержания зданий и сооружений аэропортов и их элементов.

Объем аудиторной учебной программы дисциплины составляет 108 часов (три зачётные единицы).

- 117.50 Кб

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(МИНТРАНС РОССИИ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

(РОСАВИАЦИЯ)

ФГОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСОКЙ АВИАЦИИ»

Реферат на тему:

«Неавиационная/непрофильная деятельность в маркетинге авиапредприятия»

Выполнила:

Студентка 3 курса, ФАМ

692 уч. группы

Дорохина М.И.

Проверил:

Либерман П.Ю.

Санкт-Петербург

2011

1. Введение…………………………………………………….. .………………3

2. Деятельность аэропорта……………………………………………………. ……4

3. Виды услуг аэропорта………………………… ……………………………….....6

4.Неавиационная деятельность аэропорта «Домодедово».………………… ..……10

  1. Введение

Аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование, авиационный персонал и других работников.

Любой аэропорт нельзя рассматривать автономно, вне общей авиатранспортной сети, т. к. каждый аэропорт должен иметь адекватного партнера на другом конце воздушной линии с соответствующим техническим оснащением и возможностями. Аэропорт является местом пересечения различных видов деятельности и интересов различных партнеров. Именно здесь партнеры объединяют свои виды деятельности для осуществления воздушных перевозок. Партнерами по аэропортовой деятельности являются те, кто оказывает услуги, а также пользователи услугами аэропорта, которым относятся, прежде всего, авиакомпании. Происходящие в мире процессы приватизации способствуют формированию в отраслях ГА различных авиационных предприятий с различными формами собственности, и аэропорты не являются исключением.

Сегодня функционирование аэропортов осуществляется в различных организационных формах и статусах (федерального, регионального и местного значения).

Функции аэропорта могут быть классифицированы различными способами и распределяться между структурными подразделениями, службами, (отделами) аэропорта в различном сочетании. В крупных аэропортах функции более конкретизированы и распределены между соответствующими, порой многочисленными отделами и службами. Часть функций аэропорта (особенно наземное обслуживание) выполняются авиакомпаниями, концессионерами (специализированными коммерческими предприятиями с переданными им правами осуществления своей деятельности в аэропорту) или отдельными государственными организациями.

  1. Деятельность аэропорта

Аэропорты могут находиться в различных формах собственности и управляться (эксплуатироваться) различным образом: органами власти, корпорациями, а иногда и частной компанией. Авиакомпания - заказчик аэропорта и использует аэропорт на возмездной основе. Другой тип заказчика аэропорта - концессионеры, являющиеся для аэропорта реальным и существенным источником годового дохода.

В целях эффективного осуществления своей деятельности аэропорты, как правило, разделены на две отчетливые области:

Зоны деятельности аэропорта:

  1. Аэродром
  2. Общественная зона

1 - Аэродром (зона полетов) , где осуществляется интенсивное движение ВС, их стоянка и обработка, а также другие зоны, используемые таможенными, иммиграционными и другими органами (ведомствами), включая и систему обеспечения АБ.

2 -Общественная зона , включающая в себя области аэропорта для свободного доступа широкой публики.

Граница между общественной и летной зонами обычно определяется заграждающей меткой (ограждением) вокруг рабочих областей, в которых аэропорт, авиакомпании и концессионеры осуществляют авиационную деятельность по обеспечению воздушных перевозок.

В аэропорту отчетливо различаются четыре рабочих области зоны полетов:

1. Взлетно-посадочная полоса для обеспечения взлета и посадки ВС и необходимые для этого средства УВД;

2 Область перрона, где размещаются ВС для загрузки, выгрузки и наземного обслуживания;

3. Пассажирские терминалы для обработки и обслуживания пассажиров;

4. Взаимосвязанные сооружения и средства, необходимые аэропорту осуществления его деятельности.

Основная цель взаимодействия, деятельности рабочих областей зоны полетов аэропорта заключается в четком соблюдении разработанного технологического графика наземного обслуживания ВС, обеспечивающего выполнение расписания авиарейсов и эффективность деятельности аэропорта.

Формирование доходов аэропорта и их структура. В современных рыночных условиях доходы аэропортов формируются в основном от 2-х видов деятельности:

  1. Авиационная деятельность:

    Взлетно-посадочные операции

    Обслуживание пассажиров

    Места стоянок ВС

    Наземное обслуживание ВС

    Обеспечение безопасности

    Прочие авиационные доходы

  1. Неавиационная деятельность:

    Предоставление концессий (права на деятельность)

    Сдача в аренду помещений

    Розничная торговля

    Коммунальные услуги

    Парковка и аренда автомобилей

    Прочие неавиационные доходы

    3. Виды услуг аэропорта


Услуги оказываемые, аэропортом подразделяются на три вида: аэропортовые, неаэропортовые и услуги по неавиационной деятельности.

Аэропортовые услуги - услуги, связанные с предоставлением аэродрома, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос (ВПП) и аэродромного оборудования, мест стоянок, ангаров, услуг по авиационной безопасности (обеспечение пропускного и внутриобъектового режима, патрулирование перрона, охрана и досмотр воздушных судов, пресечение актов незаконного вмешательства (АНВ)), аэронавигационного обслуживания в зоне ответственности аэродрома.

Неаэропортовые услуги - услуги, связанные с продажей пассажирских и грузовых авиаперевозок, а также с организационным обеспечением полетов, техническим обслуживанием и ремонтом воздушных судов.

Под неавиационной деятельностью понимается широкая сфера работ, находящихся в зоне аэропортов: банков, гостиниц, бизнес-центров, автостоянок, магазинов, ресторанов и т. д.

Услуги по неавиационной деятельности оказываются авиакомпаниям, предприятиям, организациям и частным лицам и связаны с предоставлением в аренду зданий и сооружений, помещений и рабочих площадей, территорий и автостоянок, каналов и средств связи, информационных систем и технологического оборудования для выполнения наземного обслуживания, концессий на отдельные виды основной деятельности и права участия в совместной деятельности по авиационному профилю и др. За рубежом такие услуги приносят аэропортам до 60 % дохода. В аэропортах России этот показатель значительно ниже. Аэропорты - довольно выгодная торговая территория. Терминалы переполнены пассажирами, туристами, которым нечего делать в ожидании полета, кроме покупок. Авиакомпании предлагают пассажирам проходить регистрацию на рейс за 2 часа до вылета, что оставляет пассажирам много времени для посещения магазинов. Но аэропорты могут предложить пассажирам, особенно транзитным, и другие способы использования времени и денег. Организация отдыха транзитных пассажиров предполагает ряд услуг: они могут поиграть в казино (аэропорт «Schiphol» в Амстердаме), в виртуальный гольф, посмотреть кино и видеофильмы, поиграть и многое другое.

Интересно исследование, проведенное Международным советом европейских аэропортов (ACI Europe) по поводу основных источников получения доходов европейскими и североамериканскими аэропортами (рис.1). Данное исследование; выявили что, во-первых, европейские аэропорты получают вдвое от неавиационной деятельности больше доходов, чем североамериканские; во-вторых, и в Европе, и в Северной Америке доходы от авиационной деятельности практически равны доходам, полученным аэропортами от других источников их деятельности; в-третьих, рассмотрев эти источники, становится ясно, что в США и Канаде первое место в доходах аэропортов занимает парковка, тогда как в Европе на первом месте стоят доходы от работы магазинов, расположенных в терминалах.

Весьма разнообразны услуги, предлагаемые транзитным пассажирам в европейских аэропортах. Так, аэропорт «Schiphol» приглашает полюбоваться городскими или сельскими видами Голландии во время экскурсии на микроавтобусах.

Рис. 1 Структура доходов аэропортов Европы и Северной Америки

Не желающие покидать аэропорт могут позагорать в солярии, поправить фигуру в фитнес-центре, в гольф-центре отработать твердый и меткий удар, испытать удачу в казино. Постоянная трансляция объявлений и висящие всюду часы не дадут пропустить рейс. В аэропорту «Tempelhof» (Берлин) работает увеселительное заведение «La Ve en Rose». В нем постоянно проходят представления в стиле эстрадного кабаре. Рядом находится «Волшебный бар», напоминающий замок в Диснейленде. Его бармены уверяют всех, что владеют магией. В аэропорту «Frankfurt» (Франкфурт-на-Майне) в терминале № 1 работают дискотека, кегельбан, игровые автоматы, кинозалы. В терминале № 2 расположена сцена, где выступают местные группы.

Можно посетить выставку старых самолетов или присоединиться к экскурсии по аэропорту или вокруг аэропорта по монорельсовой дороге. Характерной чертой токийского аэропорта «Narita» является обилие электроники. Компьютерные игры для детей, компьютерные, аудиовизуальные программы для взрослых. Кроме того, любознательным пассажирам предлагается прогулка в расположенный поблизости ботанический сад и музей аэронавтики.

Немаловажным для пассажиров является вопрос о том, как удобнее добираться до аэропорта. В этом смысле многие, аэропорты работают в тесном сотрудничестве с железными дорогами. Как известно, перелет начинается не с аэропорта. Порой, чтобы добраться до него, пассажиру приходится тратить вдвое больше времени, чем на сам перелет. Чтобы решить эту проблему, аэропорты сотрудничают с железнодорожными службами. Так, организована доставка авиапассажиров в аэропорту «Schip-hol». Он соединен с Амстердамом высокоскоростной линией. Такие линии есть и в аэропортах Сингапура, Манчестера и Франкфурта. Во Франкфуре, например, поезд «Intercity» останавливается непосредственно в аэропорту. Из Лондона до аэропорта «Hitrow» курсирует специальный поезд «King Cross». Время в пути - 30 мин. Пассажиры, прилетевшие в аэропорт Цюриха или Женевы, могут спуститься на эскалаторе к терминалу, соединенному с железнодорожным вокзалом, и быстро уехать на сверхскоростном поезде в нужный город. Московский аэропорт «Домодедово» связан со столицей железнодорожной веткой. Экспресс от Павелецкого вокзала доставляет пассажиров до аэропорта за 35 мин.

Описание работы

Аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование, авиационный персонал и других работников.
Любой аэропорт нельзя рассматривать автономно, вне общей авиатранспортной сети, т. к. каждый аэропорт должен иметь адекватного партнера на другом конце воздушной линии с соответствующим техническим оснащением и возможностями. Аэропорт является местом пересечения различных видов деятельности и интересов различных партнеров. Именно здесь партнеры объединяют свои виды деятельности для осуществления воздушных перевозок. Партнерами по аэропортовой деятельности являются те, кто оказывает услуги, а также пользователи услугами аэропорта, которым относятся, прежде всего, авиакомпании. Происходящие в мире процессы приватизации способствуют формированию в отраслях ГА различных авиационных предприятий с различными формами собственности, и аэропорты не являются исключением.