» »

Сейдозеро как добраться на автомобиле.  Ловозерские тундры

03.01.2024

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 160, F6.3, 1/60 с, 18.0 мм экв.

Северная природа уникальна и удивительно красива. За Полярным кругом, на Кольском полуострове множество впечатляющих мест, хранящих тайны и загадки.

Одно из них - Сейдозеро. Оно расположено в самом центре Кольского полуострова и окружено горами. Эта местность изолирована от мира, почти как затерянный мир из романа Артура Конана Дойла. Для фотографа посещение Сейдозера - это поход за вдохновением: там есть что фотографировать в любое время года. Пейзажи, бурные ручьи и водопады, нагромождения чёрных скал и извилистые невысокие северные деревья - это лишь часть того, что можно увидеть в этих местах.

Я выбрал для поездки период золотой осени. На Сейдозере она начинается в конце августа и продолжается примерно до середины сентября. Осень на севере это не просто жёлтая листва, это настоящая буря красок. Уверен, что таких оттенков жёлтого и красного вы не увидите больше нигде.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 64, F8, 1/8 с, 29.0 мм экв.

Как добраться?

Сейдозеро находится в регионе, называемом Ловозёрские тундры. Ближайшие посёлки - Ревда и Ловозеро. До них можно добраться автобусом или на автомобиле из Мурманска или Оленегорска.

Сейдозеро и прилегающие территории - это государственный заказник, природоохранная зона со своим режимом. Охота и промысел рыбы там запрещены, за этим следят егеря. Для туристов вход свободный. Требуется лишь получить согласование на посещение путём заполнения специальной интернет-формы . Это нововведение последних лет: разумеется, местные жители и многие туристы знать не знают ни о какой интернет-форме и посещают озеро свободно. Однако это чревато штрафом.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 400, F11, 1/125 с, 19.0 мм экв.

Как добраться до Сейдозера? Есть два основных (но не единственных) пути. От посёлка Ловозеро по одноимённому крупному озеру можно приплыть на лодке (синяя стрелка на карте) к небольшой перемычке, разделяющей Сейдозеро и Ловозеро. Это самый простой, но и самый затратный вариант. Сейдозеро не окружено горами только со стороны Сейдозерского перешейка.

Второй вариант - прийти к озеру со стороны посёлка Ревда (жёлтая стрелка на карте), преодолев перевал Эльморайок. Маршрут в таком случае начнётся от Карнасуртского рудника, рядом с которым есть автостоянка. От рудника до озера - 14 километров. Этим маршрутом пользуется большинство туристов. Перевал невысокий и для более-менее опытных туристов сложности не представляет. Но всё же это горная местность со всеми её опасностями. Не ходите на перевал в плохую погоду, без GPS-навигатора или опытного проводника, иначе вы рискуете стать клиентом службы спасения: на перевале регулярно теряются безалаберные туристы. Заблудиться легко, ведь вершина перевала представляет собой три километра каменной пустыни. В тумане (а бывает он очень часто) сориентироваться там сложно. На тропе, которая то и дело прерывается и становится «направлением», расставлены каменные пирамидки - «туры», указывающие дорогу.

Вид с подножия перевала. Вдалеке - Карнасуртский рудник. Это рудник закрытого типа: лопаритовая руда добывается там под землёй. Из неё получают редкоземельные металлы, тантал и ниобий. Минерал лопарит встречается лишь на Кольском полуострове.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 250, F9, 1/125 с, 35.0 мм экв.

Сейдозеро: история и мифы

Сейдозеро интересно тем, что эта территория испокон веков собирала вокруг себя различные мифы. Оно было центром силы для всевозможных духовных практик. Слово «сейд» на языке саамов означает «священный»: озеро было значимым местом в их языческих традициях и мифологии. Но и современные любители мифов не отстают: в 20-х годах прошлого века исследователь Александр Барченко нашёл в районе Ловозёрских тундр следы древних, неизвестных науке цивилизаций, а в 90-х годах писатель Валерий Дёмин нашёл здесь прародину древних ариев - Гиперборею .

«Самодельными» легендами и мифами в эти места завлекают впечатлительных туристов. Как это часто бывает, подобные исследователи принимают за следы древних цивилизаций то, что действительно является чудом. Но чудом геологическим, природным: необычные формы скал, острые грани, сколотые под прямым углом, огромные, почти правильной формы монолиты - здесь этого много. Удивительно, но это всё - дело рук матушки-природы. К слову, тех самых сейдов - загадочных мегалитических построек (больших валунов, поставленных на несколько маленьких камней) в районе озера не так уж много, хотя распространены они по всему северу Европы. Гораздо больше их, например, в Карелии, в районе горы Воттоваара. На мой взгляд, природа сама по себе удивительна и разнообразна, нужно учиться восторгаться ею, а не заниматься мистификациями. Именно с целью созерцания я и ехал в эти места. Работа фотографа вообще и пейзажная съёмка в частности учат человека наблюдать. За это я и ценю фотографию.

NIKON D810 / Nikon AF 70-210mm f/4-5.6D Nikkor УСТАНОВКИ: ISO 640, F7.1, 1/320 с, 210.0 мм экв.

Сюжетным центром легенд и мифов, связанных с Сейдозером, является великан Куйва . Куйва - это большое тёмное пятно на одной из гор, окружающих озеро. Форма пятна напоминает очертания человека и образовано колонией грибков и микроскопических водорослей, выделяющих тёмный пигмент. Высота Куйвы - 70 метров. Подойдя к нему снизу, его можно потрогать за пятку, что служит своеобразным развлечением у туристов, но является дурной приметой. Ведь Куйва - злой великан. По одной из легенд, он напал на племя саамов, в результате чего разгневал богов. Боги поразили великана и буквально превратили его в мокрое место, которое и осталось отпечатанным на горе.

Кроме своей мифологической функции, Куйва - это один из главных ориентиров на озере. Его видно почти отовсюду, под ним расположена самая крупная и многолюдная туристическая стоянка на озере.

Кроме древних духов и великанов, в районе Сейдозера живут дикие звери. И они - главные хозяева, ведь это природный заказник. Здесь водятся лисы, росомахи, медведи, сюда заходят олени. Если рыжие хитрецы часто выходят к людям и крадут еду (они у нас украли сгущёнку), то следов пребывания остальных я так и не нашёл. Все крупные животные очень умны и человека сторонятся.

Ручей Эльморайок и Куйва вдалеке

Вид на болото и горы

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 640, F8, 1/160 с, 18.0 мм экв.

О фотосъёмке и погоде

Наша статья не столько гид по достопримечательностям Сейдозера, сколько рассказ, подготовленный одним фотографом для других фотографов. В путешествие со мной отправился мой верный Nikon D810 . Эта фотокамера хорошо подходит для пейзажной и тревел-съёмки: широчайший динамический диапазон, высокая автономность, огромное разрешение, влагозащита. И она мне очень пригодилась в этой поездке. Ведь из шести дней, проведённых мной в Ловозёрских тундрах, пять дней шёл проливной дождь. Промокло всё, включая кофр от фотокамеры, снабжённый клеёнчатым дождевиком (он довольно быстро сдался и стал пропускать влагу). Однако в редкие моменты прояснений, да и прямо под дождём мне вполне удавалось снимать. Мой основной объектив Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor хоть и не защищён от влаги полностью, но имеет резиновое уплотнение на байонете. Кроме любимого широкоугольника, со мной путешествовали Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor и старый компактный телевик Nikon AF 70-210mm f/4-5.6D Nikkor. Разумеется, был и штатив - верный друг любого фотографа-пейзажиста. Он помогает снимать при слабом освещении, в сумерках, на закате и на рассвете , очень полезен при панорамной съёмке . Кстати, большинство пейзажей из этой статьи представляют собой панорамы. Благодаря резкости по всему полю и отсутствию дисторсий на Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED, снимать и клеить панорамы одно удовольствие!

Мои основные инструменты:
Nikon D810...

Но дождь для фотографа - полбеды. Понятно, что сырость - это серьёзный дискомфорт и риск для техники. Но в плане фотосъёмки основная проблема заключается в полном отсутствии интересного освещения. За всё время мне удалось поймать два момента, когда солнце выглядывало из-за туч и красиво подсвечивало пейзаж. Поясню, что я не ставил перед собой задачи наснимать как можно больше эффектных рассветов и закатов. «Режимное» освещение от низкого солнца необходимо для того, чтобы подчеркнуть объём, фактуру, рельеф предметов.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 100, F16, 1/30 с, 35.0 мм экв.

Приходилось снимать в пасмурную погоду. Я делал акцент на локальные сцены с обилием причудливых форм. Проще говоря, снимал лес:

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 64, F8, 1/4 с, 18.0 мм экв.

И мелкие детали:

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 640, F3.5, 1/80 с, 18.0 мм экв.

Рядом с Сейдозером находится множество других водоёмов - маленьких озёр и горных ручьёв. Вода в них настолько прозрачна, что не всегда можно оценить реальную глубину: кажется, что там воды по колено, заходишь - оказываешься по пояс в воде.

Сейдозеро в тумане

Какие рекомендации можно дать туристам, которые собираются посетить это место? Учтите, что погода там крайне капризная и непостоянная. То, какую погоду вы застанете, решает лишь хранитель этих мест, великан Куйва. Весна здесь наступает в июне. Летом в районе Сейдозера очень много комаров (нужно брать накомарники, ведь спреи и прочие «дачные» средства здесь не работают), зато относительно тепло, иногда можно даже купаться. Во второй половине августа комары пропадают, но становится холоднее, наступает самая настоящая осень. Наиболее комфортным временем для посещения мне видятся июль и август. Если вы решите приехать сюда осенью, как и я, полезным атрибутом снаряжения станут резиновые сапоги. Осенью здесь очень сыро, местность болотистая. Но осенние краски в этих местах стоят того, чтобы немного промочить ноги!

Вот об этом марш-броске я мечтал давно. Сейдозеро находится в самой серёдке горного комплекса Ловозёрские Тундры. На Кольском полуострове больших горных образований два - Хибины и Ловозёры, собственно. Ловозёры менее "раскрученные" и менее "затоптанные" туристами, хотя бы в силу того, что добраться и разместиться там не очень просто. В Хибинах есть города Апатиты и Кировск, а в Ловозёрах посёлки Ловозеро и Ревда и более ничего.
По карте можно составить себе представление:

Справа и слева Ловозёры "омываются" Ловозером и Умбозером. До Сейдозера можно добраться только двумя способами - пешком или на лодке через Ловозеро. Ну или малой авиацией:))

Самый распространённый и понятный маршрут к Сейду - от посёлка Ревда. Вернее, от рудника Карнасурта, который стоит на самом краешке горного комплекса и грызёт чудо-минерал Лопарит . На проходной рудника туристы записываются в журнале и свободно проходят через территорию. Запись в журнале нужна для того, чтобы в случае чего, спасателям знать кого и где искать.

На территории рудника пыльно и пахнет этим самым Лопаритом (который, кстати, радиоактивен). Но, по счастью, предприятие не очень большое и его проходишь насквозь за десять минут. За ним начинается территория природного заказника "Ловозёрские Тундры" и двенадцатикилометровая тропа на перевал Эльморайок. Именно через него дорога к Сейду. Вернее, дорога - это сильно сказано. Да, там есть неплохо битая туристическая тропа, которая, однако не облегчает ходьбу, а лишь показывает направление. Тропа эта то и дело теряется, ответвляется на тупички, на спуски к речкам и ручьям, так что без опыта можно и поплутать немножко. Надо сказать, что по пути к Сейду мы с дорогим товарищем tarakanov по собственно тропе шли лишь около 50% времени. В остальном мы ломились по своему маршруту и оттого шли довольно долго, около пяти с половиной часов. Поначалу тропа - именно тропа.

Через некоторое время, по мере приближения к перевалу, она превращается в курумник - нагромождение огромных камней, по которым нужно с великой осторожностью скакать, стараясь держать направление. Курумник перемежается небольшими полянками, заросшими черникой, брусникой и вороникой на мягкой подстилке из ягеля.

На тропе то и дело встречаются сейды - небольшие (а иногда и большие) пирамидки из камней. Они имеют двойное назначение - отмечать дорогу и радовать глаз (или что там у них) горных духов. Маленькие сейды это "реплики" больших мегалитических сейдов, которые созданы непонятно кем и как. Тут версий множество - от естественного выветривания, до шаманских проделок или даже деяний гиперборейской цивилизации. Впрочем, и правда непонятно как можно без тяжёлой строительной техники водрузить друг на друга каменюки весом не по одному десятку тонн...

(фото из http://asaphus.livejournal.com/55359.html)

Я тоже построил маленький сейдик, попросив хозяев местности быть к нам поснисходительней.
Подъём на перевал со стороны рудника вовсе нетрудный. На него взлетаешь быстро и легко. То ли дело - обратная дорога... но об этом позже. С перевала открываются вот такие виды:

Это вид вперёд по маршруту. Виднеется само Сейдозеро. Если взглянуть вправо, увидим ущелье по которому протекает речка Чинглусуай:

Наблюдательный Андрей заприметил на скале лицо горного тролля. Его портрет в верхнем правом углу снимка.

Ловозёрские Тундры горы невысокие. Перевал, который мы преодолели, находился на высоте около 600 м. над уровнем моря. Само Сейдозеро - около 300 м. над уровнем моря. С перевала - путь вниз. Здесь, в ущелье начинается очевидное изменение природы. Если у рудника и на перевале - настоящая тундра, то здесь, вокруг речки, чьё русло завалено огромными камнями, толпы кривеньких берёзок. Этакий прозрачный берёзовый лес сплошь состоящий из северных скрюченных деревьев. Ещё километра через три этот лес начал превращаться в "нормальный" - с высокими хвойными и лиственными.

Сама тропа ооочень каменистая. Она узкая - двоим не разойтись, петлявая, и на каждом метре с десяток булыжников и торчащих корней. Основная трудность в ходьбе по такой тропе состоит в том, что ты не можешь идти расслабленно, легко. Ты всё время вынужден высоко поднимать ноги, рассчитывать куда ступить, балансировать на кромках камней...

Усталые, мы дошли до Сейда, в той его части, где в него впадает речка Чинглусуай, и поставили лагерь. Стоит сказать, что мы расположились на первой попавшейся плоской полянке у берега. Дальше искать просто не было сил. Уже назавтра, гуляя налеке по окрестностям Сейда, мы нашли поляны посолиднее.

Вечером нашего первого дня, нам встретились туристы из Нижнего Новгорода, которые пёхом протопали по так называемой "Дороге 1000 ручьёв" - старой, уже исчезающей дороге, между Ловозёрскими Тундрами и Умбозером. Там тоже интересные места. Раньше там стоял ещё один рудник, добывавший лопарит, но теперь там совершеннейший развал и заброс. Нижегородцы бодро отрапортовали, что отмахали за день двадцать километров, одолели перевал Геологов, и намерены идти дальше, искать стоянку на берегу Сейда. Нам, вымотанным и с трудом ворочавшим языками, эти парни показались роботами...

А чего мы устали? А потому что у нас тяжеловатые рюкзаки оказались. Дело в том, что всё туристическое оборудование покупалось мной под автотуризм, то есть, я не особо парился о весе и компактности палатки, спальников, котелков-чайников и всего остального. А тут, когда возникла мысль идти на Сейд, пришлось использовать то что есть. Плюс, съёмочное оборудование.

Зато получились картинки и кино:)

Наутро мы отправились искать Куйву. Надо сказать, что ещё вечером, мы заприметили на скале изображение то ли птицы то ли человека... и назвали его Куйвёнышем. Вот он:

Так что, в Ловозёрах живёт не только сам Куйва. Их там как минимум трое - Тролль, Куйвёныш и Куйва.

А вот и сам танцующий великан:

Кто такой Куйва, как возник и почему он такой значимый, я писать не буду. Об этом много написано. Например, здесь:

Поснимав окрестности, мы самонадеянно двинули назад. Самонадеянно, потому что, конечно, после тяжёлого перехода, нам бы сделать днёвочку, отдохнуть, но мы отчего-то решили, что мы кабаны и не устали. Быстренько собрались и потопали восвояси.

Как. Это. Было. Тяжело.

Около восьми километров постоянного подъёма. По каменистой тропе. С болью в мышцах от вчерашнего перехода... мммм... ощущения для понимающих:)

На обратном пути, Куйва и боги местности сжалились над нами и мы ни разу не потеряли тропу. Хоть это немного облегчило нам переход. Но, теперь я понимаю тех, кто строит маршрут на Сейд так, чтобы возвращаться по воде, через Ловозеро. Хотя там есть участок, где нужно грести против течения...

В общем, поход на Сейдозеро - не прогулка в парке. Но оно того стоит.

Сейдозеро (Сейтьявр) – свещенное для саамов место. Многие века местные жители почитали это озеро. Даже сама природа как будто отгородила его от чужих глаз.

Где-то здесь, в районе Сейдозера на Кольском полуострове, 11-15 тысяч лет назад была Гиперборея, уникальная цивилизация, которая владела не только знаниями в области многих высоких технологии, но и оставила всой след во многих культурах, религиях....

Скала Прометея

Согласно мифу, именно на Кольском полуострове по приказу Зевса к высокой скале был прикован Прометей. Как бы в подтверждение этому на горе, стоящей на берегу Сейдозера, есть гигантское изображение распятого человека.

С трех сторон Сейдозеро окружено горами. Они ограждают его от жестоких северных ветров, создавая скрытый от окружающего мира укромный уголок. На берегах озера растительность богаче и пышнее, чем в соседней тундре – вместо березового криволесья растут остроконечные вековые ели, встречаются заросли голубики и морошки.

Саамы боятся этого места и поклоняются ему. Еще сто лет назад вокруг озера лежали горы оленьих рогов, а ловить рыбу в нем разрешалось только один день в году. В старые времена саамские мужчины устраивали особые ритуалы – надевали на головы рога оленей и изображали бои за самок. Сюда приходили умирать шаманы.

На берегах Сейдозера саамы ставили жертвенные камни и гурии (каменные пирамидки, служившие указателями и оберегами). Почти на каждом шагу встречаются сейды – доисторические каменные сооружения.

Саамы посещают священное озеро только в крайних случаях. Найти сюда проводника среди местных жителей практически невозможно. Потомки древних оленеводов, оказавшись на озере, обязательно делают подношение древнему духу, чтобы быть здоровыми и удачливыми в делах.

По поверью, замурованный в горе над озером колдун Куйва не любит, когда его беспокоят. Потревоживших его покой ждет кара. Этим местные жители объясняют случаи странной гибели людей, пытавшихся покорить гору Куйвчорр, на которой находится изображение Куйвы. Причем это были люди бывалые – опытные альпинисты или исследователи, которые поднимались и на более высокие и сложные скалы, и выбирались из различных сложных ситуаций. Зачастую их находили безо всякой одежды, а на их лицах было выражение дикого ужаса. Загадку этих происшествий так и не удалось разгадать.

Печальная судьба ожидала многих исследователей, пытавшихся отгадать тайны Сейдозера. Во время таких экспедиций природа и еще что-то неведомое обрушивали на несчастных все свои силы. Вдруг возникал ураганный ветер, дороги размывались многодневными дождями, моторы глохли, а высокие волны опрокидывали лодки следопытов. Люди поддавались необъяснимому страху и обращались в бегство. И каждый раз все внезапно прекращалось, когда исследователи отступали от задуманного. На этом их беды не заканчивались – по возвращении домой участники экспедиций умирали странной смертью, либо погибали, унося с собой в могилу то, что им все-таки удалось узнать в далеком северном краю.

Нередко случалось, что в районе горы, на склоне которой окаменел злой Куйва, измерительные приборы показывали что-то невообразимое, а часто просто выходили из строя. В этом месте компасы«сходили с
ума», приборы измеряющие уровень радиации, зашкаливали. Люди, которые подолгу находились в непосредственной близости от этой скалы, возвращались обратно в состоянии «зомби» или в сильном испуге. Те, кто не прислушивался к предостережениям саамов не тревожить древнего духа, испытывали головокружение, слабость, галлюцинации. У людей возникали ощущения, что у них резко изменялся вес – уменьшался или увеличивался. «Мереченье» - это еще один эффект, возникший в сознании людей, побеспокоивших «старика». Под этим состоянием принято понимать массовый гипноз. В нем люди одновременно повторяли движения друг друга, говорили на непонятных языках, пророчествовали.

К тем путешественникам, которые соблюдают почтение к старому колдуну Куйве и священному озеру, природа относится благосклонно. Берега Сейдозера предстают перед ними как оазис среди бескрайней тундры. Куйва бывает не только злым. Тем, кто относится к нему с уважением, он помогает найти дорогу через буреломы, посылает попутный ветер, дает хорошую рыбалку и удачную охоту.

Легенда о колдуне

О Сейдозере у саамов есть много легенд. В одной из них говорится, что давным-давно пришли сюда чужие люди, которые стали убивать и грабить саамов. И хотя саамы никогда ни с кем не воевали, чтобы не быть поголовно истребленными, они собрались вместе и решили дать врагу отпор. Но был среди чужеземцев сильный колдун Куйва, который одним ударом убивал по десять человек. Увидели это саамы и, собравшись с силами, обложили колдуна со всех сторон. Он туда, сюда – ни к Сейдозеру спуститься, ни в тундру уйти. Так он и застыл на скале, что висит над озером.

............................

ТАЙНА КОЛЬСКОГО ПОЛУОСТРОВА

Засекреченная экспедиция Барченко

В 20-е годы идея отправить поисковую экспедицию в Мурманскую область была поддержана лично Феликсом Дзержинским. Теперь трудно установить, какие цели были поставлены перед экспедицией. Вряд ли только научные - в более поздние времена здесь были обнаружены большие запасы редкоземельных элементов. В 1922 году в район Сейдозера и Ловозера Мурманской области направилась группа, возглавляемая Барченко и Кондиайна. После возвращения в Москву материалы экспедиции были внимательно изучены на Лубянке. Барченко был репрессирован и расстрелян, добытые им данные никогда не были опубликованы. Известно, что поисковики наткнулись на странный лаз, уходящий под землю. Проникнуть внутрь ученым не удалось - мешал безотчетный страх, почти осязаемый ужас, буквально рвущийся из подземелья. Один из местных жителей рассказывал, что "ощущение было таким, будто с тебя живьем сдирают кожу!"

(источник - В ПОИСКАХ РУССКОЙ АТЛАНТИДЫ
@ Виолетта Баша, Еженедельник, 19-21, 2000 г.
Научно-популярная версия -
по результатам экспедиций Демина
материалам исследователя Вадима Черноброва)

Жертва ядерного взрыва?!

75 лет спустя по следам Барченко направились экспедиции под руководством Валерия Демина "Гиперборея-97" и "Гиперборея-98". Один из участников Вадим Чернобров на берегу Сейдозера сделал запись в экспедиционном дневнике: "Оторопь берет когда представляешь, что находишься в родном городе через 20 тысячелетий. Неважно какой город - через тысячелетия все они будут выглядеть одинаково. Крупные города, будучи разрушенными безвозвратно, терялись уже через столетия, что ж говорить о тысячелетиях?.. А пока что я сам с горестью взираю на великий город величайшего народа далекого прошлого. Передо мной кишащее комарами болото"... Первая находка экспедиции - огромный кубический камень. Еще через пару километров пути слева на скале - семидесятиметровое изображение словно бы распятого человека. Очень похоже на тень, которая остается от человека после ЯДЕРНОГО ВЗРЫВА.

Вход в загробный рай

Рядом с тем лесом, откуда экспедицию Барченко выгнал страх, Вадим записал: " Никто не знает, гиперборейская эта пещера или нет, но в 1990-х годах доктор наук Валерий Никитич Демин обратил внимание на скудные дошедшие до нас воспоминания о находках Барченко, а когда подробно изучил местные легенды и сравнил их с греческими, то решил - искать надо здесь! У местных жителей Сейдозеро вызывает благоговейный страх. Век-другой назад его южный берег был самым почетным местом погребения в каменную могилу шаманов и других уважаемых членов саамского народа. Для них название Сейдозера и загробного рая были синонимами. В советские времена севернее озера были обнаружены запасы редкоземельных металлов. Сейчас Сейдозеро и Ловозеро славятся проявлением различных аномальных явлений"...

Древние находки. Вопросов больше, чем ответов...

Страшное подземелье - интересный объект для исследователей, но мне все-таки хочется спросить Вадима о главной цели - Гипербореи. Оказывается, находки есть, но однозначной их трактовки пока нет. В ходе экспедиций "Гиперборея-97" и "Гиперборея-98" были обнаружены несколько разрушенных древних строений. Об их датировке или о принадлежности Гиперборее говорить пока трудно. Это каменная "обсерватория" на горе Нинчурт, каменные "дорога", "лестница", "этрусский якорь", колодец под горой Куамдеспахк. То, что можно увидеть, лишь напоминает сооружения. Но, как заметил Вадим, невозможно представить себе, что останется, скажем, от Большого театра через 20 тысяч лет. Еще одна находка -странные металлические "матрешки", обнаруженные в ущелье Чивруай. Каков их возраст? Неизвестно. Кроме того, найдены древние изображения "трезубца" и "лотоса". Может быть, эти символы присущи любой разумной цивилизации? Ответа нет. Остается загадкой и известное местным старожилам гигантское наскальное крестообразное изображение человека - "старика Койву", как его здесь называют. Согласно легендам, это побежденный и вмурованный в скалу южнее Карнасурты "чужой" шведский бог. Казалось бы, шведские божества - это уже явления нашей, последней цивилизации Земли. Однако, "старик Койву" оказался образованным из банальных почерневших камней, по которым столетиями сочится из скалы вода. С другими находками тоже оказалось не все так просто. Профессиональные геологи и археологи скептически относятся к перечисленным находкам, считая их игрой природы, сооружениями саамов давностью до нескольких веков или остатками деятельности геологов.

Орбитальный спутник... ледникового периода?

Мурманская область. Легендарная Гиперборея - прародина земной цивилизации - не только существовала на самом деле, но и располагалась в горах Русской Лапландии, за Полярным кругом. К такому сенсационному выводу пришли участники научно-поисковой экспедиции, возглавляемой доктором философских наук из МГУ Валерием Деминым. Находки ученых поистине ошеломляющие. В глухой Ловозерской тундре, вблизи загадочного Сейдозера, найдены циклопические руины и стены, гигантские плиты правильной геометрической формы с пропилами техногенного происхождения, просверленные глыбы, ритуальный колодец, таинственные знаки и письмена. И наконец самая впечатляющая находка - останки древнейшей обсерватории с 15-метровым желобом, уходящим в небо, с двумя визирами - внизу и вверху. Как сказал Валерий Демин, ее можно сравнить с обсерваторией Улугбека. Эти и другие находки, считают участники экспедиции, свидетельствуют, что здесь когда-то процветала высокоразвитая цивилизация, а климат в далеком прошлом на Кольской земле был сравним с нынешним средиземноморским. Так что же, Гиперборея - только легенда? Но есть еще одно доказательство существования высокоразвитой древней полярной цивилизации! За семь лет до первой кругосветки Магеллана турок Пири РЕЙС составил карту мира, на которой были обозначены не только Америка и Магелланов пролив, но и Антарктида, которую русским мореплавателям предстояло открыть лишь... 300 лет спустя! Береговая линия и некоторые подробности рельефа представлены на ней с такой точностью, какой можно достигнуть только при аэрофотосъемке, а то и съемке из космоса! При том Антарктида на карте Рейса лишена ледового покрова, имеет реки и горы. Изменены расстояния между континентами, что подтверждает их дрейф. Запись в дневниках Рейса говорит о том, что он составил карту на основе материалов эпохи Александра Македонского. Откуда знали об Антарктиде в IV веке до н. э.? В 1970-е годы советская антарктическая экспедиция установила, что ледяному покрову Антарктиды по крайней мере 20 тысяч лет. Значит, и возраст реального первоисточника информации составляет минимум 200 веков! Гиперборейцы жили на полюсе, только не на южном, а на северном. Оба полюса в то время были свободны ото льда. Способность летать делала возможным полеты от полюса к полюсу. Возможно, этим и объясняется загадка, почему оригинальная карта была составлена так, словно бы наблюдатель находился на орбите Земли.

Доктор наук В.Демин считает, что погибшая в результате климатического катаклизма высокоразвитая цивилизация Гипербореи оставила после себя потомков в лице ариев, а те в свою очередь - славян и россиян"...

Руины предполагаемой обсерватории

Мегалитический комплекс на горе Нинчур.

Мыс Болванский Нос о. Вайгач.

Находки со святилища Сиртя Сале.

Найденный на Юдычевумчорре фаллический мегалит и дельфийский Омфал

Предания о той эпохе,когда на Севере расцвела цивилизация гипербореев,сберегли многие народы.По ним можно восстановить и сокровенную географию этих земель.Уже в названиях Север,Сибирь есть корень "сив-Сиб",видимо восходящий к имени БОГА СИВЫ(ШИВЫ),бог-разрушитель, бог-смотрящий, его характер вполне отвечает суровому духу этих земель. В северных названиях есть и корни с Солнечным смыслом.СОЛНЕЧНЫЙ корень"КОЛО" есть в имени Кольского п-ва.Карелия,Карское море содержит корень"КАР-КАРС"(Бог СОЛНЦА ХОРС,он же КОРС). Имена многих народов имеют ведический смысл. "СААМЫ" созвучно СОМЕ, имена ненецких родов "ВАЯНОВ"и "ЯРОВ" можно сравнить с именами славянских родов "ВАНОВ" и "БЕЛОЯРОВ". Название горы Нинчурт напоминает имя славяно-ведической богини НЕНИЛЫ,супруги ВЕЛЕСА. НЕНИЛА, согласно"Звездной Книге Коляды", носит имя Звесдинка (Ася), она дочь СВЯТОГОРА. НЕНИЛУ древние шумеры называли ИНАННОЙ, аккадцы НАНАЙЕЙ ИШТАР,которую отождествляли с АСТАРТОЙ. Корень имени АСТАРТА входит в слова "астро"-, "астрология"(связь образа сей богини с астрологией во многом объясняет наличие на вершине горы Нинчурт древней обсерватории). Эту же богиню древние армяне называли богиня НАНЭ,что значит "бабушка".
В древних царствах Востока, наследовавших ведическую культуру, корни которой уходят на север, почитали также и бога НИНУРТА (полное совпадение с горой Нинчурт). Сей Бог - мужская ипостась ИННАНЫ. Древние шумеры называли его также САТАРАНОМ (рядом находим СЕЙД-озеро). Корень "САТ","СЕТ","СИД" в древних и многих современных языках имеет смысл СВЯТОЙ(Санта). В Индии СИДДХИ, у кельтов СИДЫ - волшебные народы, живущие на северных блаженных островах. СЕЙД-озеро по саамски "Святое озеро". В славяно-ведической традиции СЕД - это одно из имен бога РОДА, означающее"седой","святой". Звезда Седа - это Полярная Звезда, ее также именуют СЕДАВА-зоря,СЕД-зоря,СЕЙД-зоря (зоря - в древне-русском означает звезда). По старой транскрипции - "СЯДЪ - ЗОРЪ". А в ночи Велес шел в Сварге по молоку Небесному и шел к Седава-звезде до врат (ИРИЯ)" (Книга Велеса) - Велес идет по Небосводу по млечному пути к Полярной Звезде. Он же одновременно идет и по земле к Северу, к земному отражению СЕЙДЪ - зори. Отражением небесного ИРИЯ на земле и является гора НИНЧУГ И СЕЙДОЗЕРСКОЕ Святилище....

Звезда в круге на камнях Гипербореи

Кем-ТА (Древний Египет), более 4000 лет назад
ЗВЕЗДА (в круге) - иероглиф ДУАТа - места упокоения душ и Воскресения праведников.

Штар - звезда - Шумер, более 4000 лет назад
ЗВЕЗДА - идеограмма в месопотамской пиктографической письменности, представляющая божественных царей как "высоких", "светоносных" .

Крит, более 4000 лет назад.
ЗВЕЗДА - на руинах древнего города Гортис, где когда-то нашли себе приют влюбленные Зевс и Европа.

Вавилон, 3800 лет назад
ЗВЕЗДА - один из символов Мардука - главного Бога-покровителя Вавилона.

Рим, 312 год.
ЗВЕЗДА - символ христианского Святого и Равноапостольного Императора Константина.

Мексика, Тула, более 1000 лет назад
ЗВЕЗДА - в чертах лица атланта, стоящего на вершине Пирамиды Тлауискальпантекутли или Утренней Звезды.

Русь, 1405 год
ЗВЕЗДА (в круге сияния, исходящего от Иисуса) - образ явленного Царствия Божьего.
Андрей Рублев, Икона «Преображение Господне», Благовещенский собор Московского Кремля.

Шьяма Янтра, Раджастан, XVIII век
ЗВЕЗДА - символ энергии времени в индуизме.

1945 год
ЗВЕЗДА на Знамени Победы.
Фото: Евгения Халдея

СССР, 1961 год
ЗВЕЗДА - с этим символом учился летать и проложил человечеству дорогу в Космос Юрий Гагарин.

Москва, 1967 год
ЗВЕЗДА на Могиле неизвестного солдата.

Звезда - символ Сварога

Звезда - символ Велеса

Звезда - символ Ярило

Звезда это древнекарельский символ. Как показывают последние исследования, пятиконечная звезда издревле была знакома и в культуре народов Севера. Например, у саамов Русской Лапландии пятиконечная звезда считалась универсальным оберегом, защищающим оленей – основу жизненного уклада большинства северян. В Северной Карелии засвидетельствован факт почитания пятиконечной звезды охотниками-карелами. Наткнувшись в зимнем лесу на медведя, охотник быстро чертил на снегу три пятиконечные звезды в ряд и отступал за них. Считалось, что медведь не перейдет эту линию».
У карелов звезду изображали на кусочках кожи. Это был талисман.
Еще древние пифагорейцы, верившие, что в основе мира лежит число, сделали открытие: пропорции пятиконечной звезды основаны на принципе необычайной привлекательности для глаза. Позднее это назвали «золотым сечением».
Некоторые ученые полагают, что европейцы позаимствовали этот символ из культур Древнего Египта, Китая и исламского мира. Вообще любое изображение звезды – один из древнейших символов человечества, принятый в геральдике всех народов. Звезда как понятие служила изначально символом вечности, позднее стала символом высоких стремлений, идеалов. Употребляется в наше время и как эмблема путеводности (так называемая «Роза Ветров»), счастья («родиться под счастливой звездой»).
Звезды в геральдике и эмблематике различаются как по числу образующих их лучей, так и по цвету. Сочетание того и другого дает различные смысловые и национальные значения каждой звезды. Пятиконечная звезда (пентаграмма; звезда, повернутая «главой», т.е. одним из лучей вверх) – древнейший символ защиты, охраны, безопасности. Имеет восточное происхождение. И наоборот, пятиконечная звезда, повернутая одним лучом вниз, а двумя вверх, приобретает зловещий, дурной смысл – в Западной Европе, например, со стародавних времен принято было считать эту перевернутую звезду за знак дьявола. Дело в том, что в западноевропейских магических трактах пентаграмма почиталась еще как фигура, изображающая человеческое тело: две ноги есть символ земли и воды, две руки – воздуха и огня, а голова (один луч, смотрящий вверх) – объединяющая все члены сила эфира.

Сейдозеро (саам. Сейдъявврь) — озеро в Ловозерских тундрах на Кольском полуострове. Озеро расположено на высоте 189 м над уровнем моря, его длина — 8 км, ширина — от 1,5 до 2,5 км.
Сейд в переводе с саамского означает «священный». В озеро впадает горная река Эльморайок, вытекает река Сейдъяврйок.

На берегу озера находится скала со знаменитым изображением Куйва.
С трех сторон Сейдозеро окружено горами. Они ограждают его от жестоких северных ветров, создавая скрытый от окружающего мира укромный уголок. Некоторые растения встречаются только здесь. На берегах озера растительность богаче и пышнее, чем в соседней тундре — вместо березового криволесья растут остроконечные вековые ели, встречаются заросли голубики и морошки.



С Сейдозером связанно множество легенд. Например про злодея Куйву изображение которого можно увидеть на скале Куйвчорр около Сейдозера. Изображение это гигантских размеров — около 70 метров в высоту и 30 в ширину. Легенда гласит, что замурованный в горе над озером колдун Куйва не любит, когда его беспокоят. Потревоживших его покой ждет кара. Этим местные жители объясняют случаи странной гибели людей, пытавшихся покорить гору, на которой находится изображение.

Саамы боятся этого места и поклоняются ему. Еще сто лет назад вокруг озера лежали горы оленьих рогов, а ловить рыбу в нем разрешалось только один день в году. Сюда приходили умирать шаманы. На берегах Сейдозера саамы ставили жертвенные камни и гурии (каменные пирамидки, служившие указателями и оберегами). Почти на каждом шагу встречаются сейды — доисторические каменные сооружения.


По мнению ряда писателей-фантастов и уфологов, одно из предполагаемых мест существования гиперборейской цивилизации. Искатели неизведанного изучают эти места с 1922 года. Именно тогда сюда отправилась экспедиция Александра Барченко — врача, оккультиста, а по ряду свидетельств, сотрудника ОГПУ, которое серьезно интересовалось различными психическими феноменами, в частности меряченьем или арктическим психозом, случаи которого были отмечены и на Кольском полуострове. Экспедиция открыла ряд артефактов на основании которых Барченко и сделал заявление о находке Гипербореи. Выдвинутая гипотеза нашла много оппонентов, в их числе был и академик Александр Ферсман, который занимался изучением и геологоразведкой этого края.

В 1938 году Барченко был расстрелян как враг народа и поиски Гипербореи временно прекратились. Возобновлены они были в 1997 году стараниями Валерия Дёмина — доктора философских наук, который организовал к Сейдозеру новую экспедицию «по следам» Барченко. Некоторые находки экспедиции Барченко так и не были обнаружены, зато появились новые открытия. Для их более подробного изучения и поиска новых артефактов Дёмин организовал новые экспедиции в 1998 и в 2001 годах с привлечением большого количества специализированной техники и различных экспертов: от специалистов по геофизике и опытных дайверов для изучения дна озера до экстрасенсов.

Новые поиски прекратились после смерти Дёмина, так и не оставив после себя каких либо весомых научных доказательств о существовании Гипербореи. Зато Сейдозеро обрело всероссийскую и даже мировую славу. Ежегодно сюда направляются тысячи туристов, которые хотят посмотреть на артефакты. В частности, на знаменитое изображение Куйвы, скала с которым находится на берегу озера. До сих пор не утихают споры — найденные экспедициями объекты это и в правду останки какой-то древней цивилизации, либо их создала сама природа?

В Мурманской области расположены ещё минимум 3 озера носящие название Сейдозеро или Сейдъявр.

КОЛДУН КУЙВА - ХОЗЯИН СЕЙДОЗЕРА
Куйва — персонаж мифологии саамов, легендарный великан, обитающий в Ловозерской тундре (в иных локациях данный персонаж неизвестен, легенды о нём так же популярны именно в этом районе). Также Куйва — сейд, скала, священная для местных саамов, напоминающая о месте «упокоения» великана.
Кстати, Куйва с саамского - старик, что похоже на марийское: кува - старуха.

Легенды про Куйву
В древние времена предки саамов пришли в долину Ловозерской тундры и встретили злого великана Куйву, который напал на них. Была большая (по меркам саамов — это могло быть и несколько десятков человек и даже один десяток) битва, Куйва брал верх, убивая людей и творя различные мерзости. Тогда саамы призвали своих богов, те увидели последствия учинённого Куйвой погрома, разгневались и поразили его молниями. Великан превратился в скалу, стал сейдом, сохранив свои исполинские размеры.

В одной из легенд Куйва выступает в образе «швета» — тролля или великана, вместе с сообщниками напавшего на саамов, обложившего их данью, но затем загнанного в западню в результате восстания «стариков» (в саамском фольклоре не принято говорить о медведе, а равно о шамане).

Есть ещё одна легенда, где Куйва уже не тролль, а предводитель чудинов, врагов саамов, приходивших с юга и грабивших лопарей. В этой легенде Куйва одним ударом убивает нескольких человек. Возможно, где-то в районе скалы Куйвы имело место удачное для саамов историческое сражение с некими врагами.

С Куйвой связан также мотив «саамаской (лопарской) крови», «крови наших стариков» — якобы окрасившей в красный цвет некоторые почитаемые камни в Ловозерской тундре.

ЛЕГЕНДА ПРО КУЙВУ

Куйво - самая известная достопримечательность озера Сейдозеро. В переводе с саамского Куйво означает "старик". Согласно преданиям, Куйво - это застывшая в камне фигура чудского военачальника. Саамы никогда не видели в человекоподобном очертании на скале покровителя этих мест, однако старались не кричать вблизи него и не думать о нем плохо. Почитание Куйво как божества возникло сравнительно недавно благодаря легендам-новоделам.

таинственный Куйва - изображение на скале Озеро Сейдозеро

Фигура имеет форму человека и высоту 74 метра. Ее барельеф выступает из стены на 3-4 метра в некоторых местах и это очень хорошо видно особенно зимой. Отвес стены неровный. Процессы выветривания постепенно разрушают её, раскалывая на части. У подножья скалы - огромная осыпь из продуктов разрушения.
О том, что Куйво имеет естественное происхождение, известно давно. В 1923 году академик А.Е. Ферсман обследовал изображение Куйво, и в своей книге "Воспоминание о камне" он писал об этом: "Как мы убедились во время нашей экспедиции, темная фигура образуется комбинацией лишайников, мхов и мокрых потеков на скалах". Влага на отвесных скалах, скорее всего, берется от тающих сверху снежников, просачиваясь по расщелинам."

Из книги Ферсмана "Воспоминания о камне"
(рассказывает саами Аннушка Кобелева):
"Это было давно-давно, когда меня еще не было, не было и Василия Васильевича, что пасет оленей на Малом озере, не было и старика Архипова на Мопчегубе, очень давно это было. Нашли на нашу землю чужие люди, сказывали - шветы, а мы лопь были, как лопь, - голая, без оружия, даже без дробовиков, и ножи-то не у всех были. Да и драться мы не хотели. Но шведы стали отбирать быков и важенок, заняли наши рыбьи места, понастроили загонов и лемм - некуда стало лопи деться. И вот собрались старики и стали думать, как изгнать швета, а он крепкий был такой - большой, с ружьями огнестрельными. Посоветовались, поспорили и решили пойти все вместе против него, отобрать наших оленей и снова сесть на Сейявр и Умбозеро.
И пошли они настоящей войной - кто с дробвиком, кто просто с ножом, пошли все на шветов, а швет был сильный и не боялся лопи. Сначала он хитростью заманил на Сейявр нашу лопь и стал ее там крошить.
Направо ударит - так не было десяти наших, и каплями крови забрызгали все горы, тундры да хибины, налево ударит - так снова не было десяти наших, и снова капли крови лопской разбрызгались по тундрам.
Ты ведь знаешь, сам мне показывал, такой красный камень в горах - это ведь и есть та самая кровь лопская, кровь старых саамов.
Но осерчали наши старики, как увидели, что швет стал крошить их, спрятались в тальнике, пособрались с силами и все сразу обложили со всех сторон швета, он туда, сюда - никуда ему прохода нет: ни к Сейявру спуститься, ни на тундру вылезти, так он и застыл на скале, что над озером висит. Ты, когда будешь на Сейявре, сам увидишь великана Куйву, - это и есть тот швет, что наши саами распластали на камне, наши старики, когда войной на него пошли.
Так он там и остался, Куйва проклятый, а наши старики снова завладели быками и важенками, снова сели на рыбьи места и стали промышлять...
Только вот красные капли саамской крови остались на тундрах, всех их не соберешь, много их пролили наши старики, пока Куйву осилили..." Озеро Сейдозеро

легенда, записанная русским ученым В. Ю. Визе со слов Кузьмы Данилова, Семёна Галкина и Филиппа Сорванова (предположительно жители Ловозёрского погоста):
"Пришел на Ловозеро со своей дружиной чудский начальник Чудэ-Чуэрив, все они были некрещеные, и начали грабить лопарей. Лопари бежали от них на один остров на Ловозере, где стоит "Старуха", которой приносят гостинцы, когда идут на охоту. Чудь заметила, куда бежали лопари, села на карбаса и отправилась за ними в погоню. Тогда один лопарь стал бить в "корви-карт" (бубен, - прим. авт.) и просить, чтобы "Старуха" сделала погоду. "Старуха" услышала его и сделала большую погоду, так, что вся чудь, гнавшаяся за лопарями на карбасах, потонула в озере.
Остались живы только Чудэ-Чуэрив и его повар. Они успели добраться до Мотки-губы, где повар начал варить обед. А повар был колдун. Стряпает он, мешает ложкой в котле и приговаривает: "Вот бы мне так трепать лопские головы". В это время подошли лопари и, увидев чудского начальника, ранили его самострелом в ногу. В ногу же его ранили для того, чтобы взять его живым. Повар, когда увидел это, взял казну и, чтобы она не досталась лопарям, бросил её в воду, затем и сам бросился в озеро и, как щука проплыл по Сейдъяврйоку в Сейдозеро. Там где Чивруай ("чивр" - щебень, "уай" - ручей) впадает в Сейдозеро, он вылез на берег, но здесь окаменел. Оттого и гора, которая стоит на том месте, называется Павратчорр. Чудэ-чуэрив же был принужден сдаться. Он принял крещеную веру и в знак этого надел на левую ногу каньгу (лопарская обувь), которая видна на нём и сейчас. Он еще некоторое время жил среди лопарей, а когда состарился, пошел в тундру, да там и остался камнем. Еще до сих пор стоит он на том же самом месте, поэтому и тундра называется Куйвчорр."

"Куйва на Сейдозере пользуется особенным почетом со стороны Сейдозёрских лопарей (зимой они живут в Ловозерском погосте). Проезжая на карбасах мимо Куйвчорра, лопари опасаются громко кричать и ругаться из-за боязни, что "Старик" разгневается. К нам они обращались с просьбой, чтобы и мы соблюдали бы возможную тишину вблизи Куйвы. Лопари избегают грязнить воду в Сейдозере, так как "Старик" этого не любит, и в противном случае не даст рыбы. Когда является надобность набрать котёл воды, лопарь никогда не зачерпнёт воду закопченным котлом прямо из озера, как это принято обыкновенно, а зачерпнёт чистым ковшом и потом уже перельёт воду в котёл. Если долгое время стоит дурная погода, лопари говорят: "Старик ноне сердит".

Координаты: 67°49"52"N 34°45"55"E Озеро Сейдозеро

СТАТЬЯ ПРО ЗАГАДКИ СЕЙДОЗЕРА, ГДЕ НАХОДИТСЯ, КАК ДОБРАТЬСЯ

Легендарное Сейдозеро (Сейдъявр) - уникальное по красоте и количеству то ли артефактов, то ли просто природных останцев, место в Ловозерских тундрах. Сейдозеро (Мурманская область) находится в окрестностях пос. Ревда и пос. Ловозеро.
Саамское название этого края — Луяврчорр, что значит горы у озера силы. Это популярное у туристов место, по высоте почти не уступающее соседним горам Хибинам и превосходящее их по глубине расщелин и ущелий.
Озеро Сейдозеро изучается с 20-х годов XX века. Именно тогда сюда отправилась первая исследовательская экспедиция. С тех пор не утихают споры между учеными о происхождении расположенных здесь объектов. Эзотерики считают их останками древней Цивилизации - Гипербореи, поборники материалистической науки - творениями природы.
Есть и еще одна версия, которой придерживаюсь я, побывавший на Сейдозере 4 раза. Его название происходит от слова «сейд» — священный камень, в котором, по саамским (лопарским) поверьям, нашла приют душа умершего нойда-шамана. Издавна такие уединенные водоёмы играли в их жизни особую роль, выполняли священную функцию, были своеобразным храмом.
Мне известны 4 озера, обозначенных на карте как Сейдозеро, Кольский полуостров -центр лопарской культуры, поэтому обилие здесь таких святилищ не удивительно. И вовсе не обязательно связывать сакральные сооружения с исчезнувшими мифическими цивилизациями, забывая о самобытном народе, который издревле населяет эту территорию.
В течение почти 100 лет в эти края было организовано несколько крупных экспедиций, целью которых было подтвердить или опровергнуть существование здесь древней Гиперборейской цивилизации, кроме этого район активно изучался одиночками-энтузиастами.
Кроме походов эзотерической направленности регион активно исследовался геологами, осваивались его полезные ископаемые: руды содержащие уран, редкоземельные металлы. И сегодня дорога на озеро Сейдозеро лежит через рудник «Карнасурта», который вновь работает. Многие экзальтированные «гиперборейцы» очень часто принимают за следы иных цивилизаций и древние артефакты геологические керны (штробы) и заброшенные и взорванные штольни, где велась добыча урановой руды. Озеро Сейдозеро
Как началось изучение этих мест, почему именно здесь стали искать мифическую Гиперборею?
Сейдозеро: экспедиции, их находки и гипотезы
Экспедиция Барченко 1922 г.г.
Первым обратил внимание на эти края Александр Барченко - врач, адепт оккультных знаний, писатель-фантаст. Очень многогранная личность, одержимая идеями тайной традиции Дюнхор, древней працивилизации, различных, как бы сейчас сказали, экстрасенсорных феноменов, таких как телепатия и др. Барченко сотрудничал с ОГПУ - помогал подбирать наделенных сверхспособностями сотрудников в криптографический (шифровальный) отдел, возглавляемый Глебом Бокием. Он активно вербовал новых последователей своих идей, в том числе среди высшего руководство молодого советского государства, читал лекции и даже создал специальный кружок, за что и был расстрелян в 1938 г. вместе с Бокием и другими своими соратниками.
Одним из направлений его работы было изучение мерячения или арктического психоза - состояния, когда человек или группа людей впадали в прострацию, становились послушными чужой воле, а иногда начинали пророчествовать или говорить на непонятных языках. Случаи такого заболевания были зафиксированы за полярным кругом, в т.ч. и в русской Лапландии.

Северное сияние на Сейдозере

Для того, чтобы разобраться в этом явлении и была организована экспедиция на Сейдозеро, Кольский полуостров. По одним источникам в числе инициаторов этого похода был академик Бехтерев, по другим - в нем было заинтересовано также и ОГПУ, по третьим - искали все-таки полезные ископаемые, а изучение всего остального делом было побочным.
Так или иначе, группа Александра Барченко, чей маршрут и находки были подробно описаны в дневнике его сподвижника - астронома Александра Кондиайна, отправилась на Кольский полуостров. В августе 1922 года она оказалась у Сейдозера, в Лавозерских тундрах.
Тогда и были обнаружены останцы, о природе которых до сих пор ведется жаркая полемика: скала Куйвы, древняя мощеная дорога, пирамиды, а также лаз в подземную пещеру.
Эти находки вкупе с собранным участниками экспедиции этнографическим материалом - легендами и преданиями саамов, позволили Барченко заявить, что его поход на Сейдозеро позволил сделать небывалое мировое открытие - древнюю працивилизацию Гиперборею.
Оппоненты у него нашлись практически моментально. В их числе известный геолог академик Ферсман, а также, организовавший в 1923 г. новый поход на Сейдозеро Арнольд Колбановский, которые утверждали, что все объекты вокруг озера имеют природное происхождение, никакой мистики в них нет.
Тем не менее, открытия Барченко были встречены с большим энтузиазмом не только в России. Так, в 1955 г. геологи случайно наткнулись рядом с Сейдозером на закладку из вещей и инструментов с клеймами, свидетельствующими об их германском происхождении. Это позволило говорить о фюреровской экспедиции, заброшенной сюда то ли до войны, то ли во время нее. Как известно, гитлеровцев тоже очень интересовали древние артефакты и оккультные теории.


Экспедиции Валерия Демина 1997, 1998, 2001 г.
Вновь ожила гиперборейская тема 75 лет спустя, когда доктор философских наук Валерий Демин посетил Сейдозеро, отчет о его путешествии буквально взорвал информационное пространство.
Участники экспедиции «Гиперборея 97» осмотрели и сфотографировали найденные Барченко объекты, а также нашли новые: остатки сооружений на вершине горы Нинчурт, которые они идентифицировали как развалины древних оборонительных сооружений и обсерватории.
В следующем году В. Демин собрал экспедицию «Гиперборея 98», в состав которой вошли «специалисты по аномальным явлениям» — ведьмы, уфологи, экстрасенсы и др. В их задачу входило проникнуть в нераскрытые тайны Сейдозера — обнаружить загадочный лаз в подземный город, у которого сфотографировались в 1921 Барченко и его товарищи.
К сожалению, ничего нового им не удалось обнаружить. А вот народный фольклор о месте «россия мурманская область озеро сейдозеро» пополнился байками о снежном человеке-невидимке, местах посадки НЛО и иных ощущениях и предположениях участников экспедиции.
Островок на СейдозереСледующий марш-бросок Деминцев состоялся в 2001 г. Удалось подготовиться капитально. На этот раз среди участников, количество которых перевалило за 20 человек, были водолазы с аппаратурой для фото- и видеосъемки под водой. Группа была оснащена оборудованием: георадаром-гидролокатором, эхолотом и др. Среди снаряжения была и моторная лодка с бензином. Несколько тонн оборудования забрасывались на озеро Сейдозеро вертолетом.
Целью экспедиции была проверка гипотезы о том, что большое количество древних памятников спрятано на дне Сейдозера. К сожалению, из-за больших отложений ила, подводная съемка оказалась невозможной. Единственное, что удалось обнаружить на дне — это некие заросшие илом «колодцы» диаметром около 70 см на 16 м глубине и кольцеобразные «каверны».
Геофизические приборы обнаружили пустоты-пещеры под реликтовой поляной и ведущие от них под гору Нинчурт тоннели. По предположению Демина это и было таинственное подземелье, упоминаемое в лопарских преданиях.
Обо всех тайнах, которые хранит Сейдозеро (Мурманская область), своих гипотезах, ходе экспедиций Демин рассказал более, чем в 20 книгах.
Описанные артефакты — реликтовая поляна, пирамида и, наконец, Куйва (Сейдозеро ассоциируется с ними уже несколько десятилетий), породило целую волну искательства. На озеро Сейдозеро устремились любители неопознанного, да и просто туристы и путешественники.

Что изучают исследователи и стремятся увидеть туристы на берегах Сейдозера? Мы систематизировали информацию об объектах, которыми знаменито Сейдозеро, отчет о них публиковали упомянутые выше экспедиции.

каменные сейды

Сейдозеро: артефакты и их тайны
Некоторые «гиперборейцы» обнаружили дорогу из ровных плит, которая соединяет Ловозеро и реликтовую поляну у Сейдозера. Лично я не видел ее ни в одно и моих посещений, первое из которых было в 1989 году.
У входа на поляну (восточная сторона) - лежит каменная плита 3*3 м. Участники экспедиции Демина считают поляну - площадку, размером с кузов грузовика, где нет растительности, засыпанным рыхлой скальной породой туннелем в скальном грунте.
По их утверждению, обследование мощения дороги георадаром показали, что это каменная кладка, которая уходит под землю на 1,5 м под прямым углом. Выдвинуто несколько гипотез: то ли это некая стена, возможно оборонительное укрепление, утопленное в грунте, то ли заполненный до дна валунами 1,5 метровый ров.
Длина дороги 1,5 км, она выходит к изображению Куйвы.


Куйва - наскальное изображение человека и оленя
Высота изображения, напоминающего расставившего крестообразно руки человека, порядка 50 м. Нанесено оно на одну из скал. В левом верхнем углу виден гораздо более четкий, чем Куйва, олень. О нем, почему-то, исследователи упоминают мало.
По лопарской легенде Куйва (Черный человек) - предводитель шведского отряда, грабившего местных жителей. Отряд был разгромлен саамами, а его начальник навсегда впечатался в скалу.
Изображение Куйвы найдено Барченко в 1921 году. Оно видно с мощеной дороги (которая как бы проводит прямую линию между ним и находящимся на соседнем Ловозере священным Роговым островом). К сожалению, как я уже писал выше, дороги я не видел, возможно воображение искателей выдало за нее обычную морену.
Я забирался и на саму скалу, подходил к изображению близко. Как мне кажется, нанесла его сама природа с помощью протечек воды, мха и трещин.

В августе 2013 г. на Сейдозере работала студенческая экспедиция Санкт-Петербургского Государственного университета. Собранные ее участниками образцы пород с темных фрагментов изображения Куйвы были подвергнуты микологическому анализу, который показал, что их окраска это «работа» колонии грибов и одноклеточных водорослей. Появлению узора помог и рельеф скалы, способствующий распространению этих микроорганизмов в такой причудливой художественной форме.
Лаз под землю (утерян)
Находился в ближайших окрестностях реликтовой поляны или даже на ней самой. Имеется архивное фото участников экспедиции на его фоне. Спуститься под землю по этому лазу у Барченко его товарищей не хватило духа. В дневнике Кондиайна отмечалось чувство страха и беспокойства, которое они испытывали рядом ним. По версии Демина — засыпан по инициативе НКВД еще в 20-30-х годах, т.к. около Сейдозера были разработки урановых руд, которые велись силами заключенных Ревдинских лагерей. Правда, Демин, упоминает, что лагерь находился по другую сторону озеора Сейдозеро у входа в ущелье Чивруай, а на реликтовой поляне располагалась ВОХРа.
Мне никакие следы лагеря у Чивруая на глаза не попадались.


Пирамида на Сейдозере
Сопки в районе Сейдозера и Ловозера, похожие на пирамиды и, по мнению Барченко, граненные рукотворно. Использовались саамами как капища.
Найдены Барченко, а вот организованная годом позже экспедиция Колбановского назвала их каменными вздутиями на вершине горы.

Пирамидальный сейд
Сейд в виде каменной стеллы, высотой около 3-х м. Несколько подобных сейдов есть в ущельях вокруг Сейдозера, говорят, что они стояли и около самого озера, но были разобраны в 20-х годах во время борьбы с мракобесием.


Развалины на горе Нинчурт
Гора Нинчурт (Женские Груди) — на ее вершине первая экспедиция Демина обнаружила руины, состоящие из огромных отесанных плит. Особенно поразила участников их правильная форма.

Кроме плит научно-поисковая экспедиция обнаружила также колодец, ступени, и остатки сооружения, которое Демин идентифицировал как обсерваторию - с желобом длиной в 15 метров, смотрящим в небо. Эти тайны Сейдозера остались так до конца и не раскрыты - Валерий Демин, который занимался поисками Гипербореи, умер в 2006 г.
Все эти объекты можно сегодня увидеть собственными глазами и дать оценку их происхождению, кроме этого насладиться удивительной красотой этих мест, их первозданной природой.

Сейдозеро: как добраться, где находится
Существует два варианта заброски: поездом и на автомобиле.
Поездом надо доехать до станции Оленегорск, ко времени прихода поезда к вокзалу подходит автобус до пос. Ревда. Здесь также ожидает множество таксистов, предлагающих довезти до Ревды.
Если ехать автобусом до Ревды, то там придется искать доброску или идти 1,5 часа пешком (около 7 км). Поэтому такси более удобный вариант, так как оно довозит прямо до места (до рудника), а оплата за пассажира не сильно отличатся от цены билета на автобус.
Сейдозеро, как добраться на автомобиле. Сначала ехать по Мурманской трассе М-18 до кольцевой развязки на Оленегорск, затем свернуть направо на Ловозеро и Ревду. Далее 70 км по Ловозерской дороге до отворотки на Ревду. Проехать старую Ревду, затем насквозь сам поселок и доехать до рудника «Карнасурта».
У проходной рудника есть автостоянка, где можно оставить машину. Охрана на проходной иногда предлагает свои услуги «посмотреть за машиной» за небольшую плату, но эта опция вовсе не является обязательной.

Маршрут по Ловозерским тундрам
Традиционно туристы начинают свой поход с посещения Сейдозера. Самый короткий путь к нему через перевал Эльморайок.
Надо пройти через территорию рудника (куда теперь пускают) насквозь и прямо, пересечь узкоколейку и по хорошо набитой тропе идти вверх на перевал по ручью Ильмайок. Сам перевал не ярко выражен, это большое плато между двух плоских вершин, под ногами — колотые камни разных размеров.
Спуск к Сейдозеру круче подъема. Крутой участок заканчивается на реликтовой поляне. Отсюда начинается ручей Эльморайок, который впадает в озеро и тропа, ведущая по лесу к Сейдозеру. Примерное расстояние до этого места от рудника около 12 км.
Выйдите по ней на берег — слева на скале предстает Куйва, Сейдозеро находится под его покровительством. Если обернуться назад, то можно увидеть небольшую гору формой напоминающую ступенчатую пирамиду.
От берегов озера отходит множество красивых ущелий, по любому из них можно выйти в горы.
Например, по речке и ущелью Чинглусуай можно подняться на высшую точку Ловозерских тундр - гору Ангвундасчорр 1120 м. А по речке и ущелью Уэлькуай или Чивруай выйти на гору Маннепах, на вершине которой есть красивое озеро.
Само Сейдозеро окружено лесом, гуляя по которому можно случайно встретить каменные строения, явно сделанные руками человека. Они заросли мхом и кустарником, поэтому сразу не заметны. Также можно выйти на внешнюю сторону гор и посетить горные озера: Цирковое, Горное, Сенгисъявр, Райявр, Светлое, окруженные «цирками» с отвесными стенами до 300 метров.
С северной стороны озера есть еще два ущелья, ведущие на горы Куйвчорр и Куамдеспахк по вершинам которых идет геологическая дорога на рудник. По ней, кстати, можно выходить из гор.
Выйти также можно и в пос. Ловозеро по тропе, идущей в обход гор по берегу озера Ловозеро (Лувъявр).

__________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛА И ФОТО:
Команда Кочующие
http://wikimapia.org/1860711/ru/Скала-Куйво
http://www.lovozero.ru/
Загадки Кольского полуострова
http://www.mrevda.ru/
http://seidman.ru/sejd-ozero-legenda-o-kujve
http://www.russiadiscovery.ru/
http://zabroska.su/
Сайт Википедия
http://100чудес.рф/
http://www.photosight.ru/
фото А.Матвеева, А.Насырова, М.Боярского
http://www.fili-davydkovo.info/

Все, что нельзя объяснить научным путем, вызывает у человека массу вопросов. Среди объектов, которые поставили в тупик многих исследователей, числится и Сейдозеро. Расположенное на Кольском полуострове, оно магнитом притягивает к себе туристов и любителей неизведанного. Что, в конечном результате, порождает еще большее количество домыслов и легенд.

Озеро – место с особым климатом

Сейдозеро – одна из составляющих Сейдъявврь (Сейдъявр), то есть государственного природного комплексного заказника регионального значения в Мурманской области, на Кольском полуострове. Само озеро небольшое, его длина около 8 км, ширина в разных местах достигает от 1,5 до 2,5 км. Высота над уровнем моря – 189 км.

Места относят к зоне тундры, но само озеро и близлежащие территории имеют особый микроклимат за счет прилегания гор. Благодаря этому здесь сохраняют свою популяцию редкие виды животных, и есть условия для выживания не характерных для полярных широт растений. Также Сейдозеро имеет очень высокий уровень зарыбления.

Красивый фотоколлаж об озере

Легенды окружающие озеро

Легенда о Куйве

Куйва – это мифологический великан из сказаний саамов, отображённый на наскальном барельефе, который напоминает человеческую фигуру в движении. Его высота около 75 м, поэтому очертания Куйвы хорошо видно издалека, особенно в зимнее время.


Легенду о Куйве пересказывают местные жители саамы. Она гласит о великане Куйве, который попытался убить предков саамов в долине Сейдозера. Куйва брал верх в борьбе и тогда саамы призвали своих богов защитить их. Боги разгневались на великана и превратили в изображение на скале.

Сегодня Куйву считают одним из главных сейдов в саамской культуре как место, где упокоился великан. Местные жители боятся Куйву и стараются без особой надобности не ходить вблизи, особенно женщинам, чтобы внутри ничто не закаменело.

Современные исследования показали, что Куйва может иметь природное происхождение, связанное с колонизацией характерных для тундры мхов и лишайников. Но полностью опровергнуть легендарное происхождение Куйвы наука не берется.

Легенды о сейдах

Название Сейдозера походит от саамского «сейд», что означает священный. Сейдами саамы называют камни, пни, озера и другие примечательные места, которые означают «недоступный загробный рай».

Самые распространенные сейды – это остроконечные пирамидки или скальные глыбы на «каменных ножках». На территории России их можно найти на Кольском полуострове или в Карелии. Доказано, что некоторые из них имеют современное происхождение и созданы местными жителями с целью привлечения туристов. Чего нельзя сказать о сейдах с тысячелетней историей близ Сейдозера.

Считается, что каждый из них имел свою легенду. В целом, сейды саамы делили на 2 вида: персональные и публичные. Первые пытались запрятать от постороннего глаза, другие ставили на возвышениях, чтобы видно было издалека.

Публичные сейды саамы посещали с определенной периодичностью и практически всегда приносили им жертву. О чем свидетельствуют останки черепов и рогов оленей.

Легенда о подземном городе

Существование подземного города на Сейдозере связывают с гиперборейской цивилизацией. Многие считают, что она никуда не пропала, а продолжает свое существование у берегов Сейдозера или на его дне. Согласно другой гипотезе, в древнем подземном городе обитают саамские шаманы.

В результате многих научных экспедиций удалось собрать некоторые факты, которые косвенно указывают на возможное существование подземных городов вблизи Сейдозера. Так, в 90-х годах прошлого столетия, ученые нашли наскальные письмена, руины сооружений из камней и прямоугольные плиты с ровными отверстиями.

Также вблизи озера исследователи обнаружили фрагменты стены, которая могла быть защитным сооружением и колодец с фундаментом. Все эти наземные находки вряд ли имеют природное происхождение.

Подземные города Гипербореи

Ученые не оставляли надежду найти доказательства существования города и на дне озера. В результате его обследования в начале 2000 годов, удалось обнаружить некие колодцы шириной 70 см, которые уходили под гору. Более глубокому исследованию помешало большое количество ила.

В результате обследования долины около озера приборы зафиксировали некую пустоту, которая начиналась после 9 м почвы. Нижний предел условной пещеры гидролокаторы и эхолоты так и не зафиксировали.

С научной точки зрения, в данной местности подобных объектов быть не может, но все же найденных доказательств мало для подтверждения гипотезы о существовании подземных городов.

Таинственная пещера Барченко

Александра Барченко считают великим исследователем Сейдозера. Именно он впервые организовал научную экспедицию в эту местность. В своих воспоминаниях он поделился тем, что местные жители отговаривали их отправляться по намеченному маршруту. Но Барченко был фанатичным исследователем, и продолжил свою работу над поиском следов Гипербореи.

В результате обследования были обнаружены: скала Куйвы, каменная вымощенная дорога, пирамиды из камней. Участники экспедиции со временем подружились с местными саамами и те привели их к самому загадочному месту. С виду оно напоминало колону в виде свечи, рядом лежал таинственный камень. Тут же был ход в пещеру, но проникнуть внутрь никто не осмелился. Всех членов экспедиции охватила паника, и они просто сфотографировались возле лаза.

Некоторые исследователи считают, что Барченко был близок к разгадке существования древней цивилизации, но советская власть приговорила его к казни и большая часть знаний была утрачена.

Легенда об острове Могильном и Богине вод

Остров Могильный – самый большой на территории Сейдозера. Это место для саамов считается запретным. На нем проводили обряды шаманы, поэтому на острове полно следов жертвоприношения.

Легенда гласит, что временами остров начинает двигаться и управляет им прекрасная Богиня вод. Она соблазняет мужчин и топит в воде Сейдозера.

Легенда о местном снежном человеке

Саамы считают, что в местностях около Сейдозера живет некий лесной дух Мёць-вуйнас. Он не причиняет зла тем, кто не шумит и не тревожит священные места. Но нарушителям покоя может помешать выбраться из территории.

Один из сотрудников оленеводческого совхоза «Тундра» Василий Галкин вспоминал, как местные жители запрещали детям шуметь вечером, чтобы не потревожить лесного духа.

Другие туристы вспоминают, как внезапно теряли дорогу и часами ходили на том же самом месте. Все эти явления связывают именно с гневом снежного человека.

Есть предположения, что Кольский полуостров в свое время населяли гипербореи. Именно с деятельностью этого мифического народа и связаны одни из главных легенд о Сейдозере.

Гиперборея – северная страна с древнегреческой мифологии

Гиперборею в произведениях античности упоминают как окраинную страну около полярного круга. Одни авторы считали, что она расположена в Гренландии, другие – на территории современной Карелии, но большинство локализовали ее именно на Кольском полуострове вблизи Сейдозера.

Видео-рассказ о таинственной Гиперборее от этнолога и кандидата исторических наук Светланы Жарниковой

Гиперборею воспевали как богатую и любимую богами, а жителей считали приближенными к самому Аполлону. Он же, по преданию мифов, часто навещал страну. Гипербореи, как и их покровитель, обладали высокими талантами к искусству, хорошо пели, танцевали и вели беззаботную, богатую жизнь. Смерть для гипербореев была облегчением от пресыщения удовольствиями.

Греки считали, что лучшие помощники и покровители Аполлона – Абарис и Аристей – были выходцами с Гипербореи. Они же учили древних греков культурным ценностям своего народа и обладали сверх силой.

То, что Гиперборея, а точнее некоторые ее описания – творческий вымысел, можно выяснить из некоторых упоминаний мудрецов. Так, в «Естественной истории» древнеримский ученый Плиний Старший упоминает страну как место с солнечной и приветливой погодой, богатой растительностью и благодатной почвой.

Мыслитель Тимаген в своих произведениях упоминал Гиперборею как страну, где дождь идет в форме медных капель. Местные жители собирали их и использовали как монеты.

Лукиан из Самосаты, который прославился как сатирик и общественный деятель, в сочинениях делал сравнение уклада Гипербореи и Древней Греции. При этом он наделял гиперборейцев сверх способностями, например, умением летать или вызывать духов покойников.

Все вышеперечисленные упоминания о Гиперборее современные историки рассматривают, как попытку древних народов описать что-то невиданное, чем в данном случае являются окраины материков.

Сейдозеро – место, где легенды и научные факты стоят ровно на чаше весов. Место, куда туристы едут не просто за новыми впечатлениями, а за поиском жизненной философии, которая храниться в водах озера и его окрестностях. Глубины Сейдозера сразу не понять, но полюбить за таинственность и богатый мир то ли мифических гиперборейцев, то ли самобытных саамов, можно с первого взгляда!

Где находится и как добраться из Москвы или Санкт-Петербурга

Озеро расположено в Мурманской области, на Кольском полуострове.

  • Самолёт или поезд. На самолёте можно добраться до Мурманска или на поезде до Оленегорска. Далее на автобусе или попутке.
  • Автобус. Из Мурманска и Оленегорска до посёлков Ревда и Ловозеро ходят рейсовые автобусы по 2 раза в день. Также, есть регулярное автобусное сообщение между этими двумя посёлками по 3 раза в день в обоих направлениях. Далее только пешком или на лодке.
  • Пешком или на лодке. От посёлка Ловозеро на лодке по одноимённому озеру, далее 1 км пешком по тундре. Можно пешком от посёлка Ловозеро напрямую по тундре — около 25 км. Кто-то предпочитает идти от Ревды — пешком, путь немного короче, чем от посёлка Ловозеро. От Ревды до озера раньше пролегала железная дорога, сейчас она разрушена.
  • Местный трансфер. Если вы останавливаетесь на турбазе «Юлинская Салма» (расположенной в центральной части Ловозера, на восточном берегу), то они организуют трансфер из посёлка Ловозеро, зимой и летом.

Как выглядит посёлок Ревда (в первой части видео)

Видео о том, как живут местные жители — саамы