» »

Секирная гора на соловках - рукотворная пирамида чуди. Диджей на сельских танцах Гора секирная свято вознесенский скит

12.12.2023

Может быть, я делаю и неправильно, но почти никогда подробно не изучаю заранее историю тех мест, в которых планирую побывать. Мне нравится открывать что-то новое прямо там, удивляясь, восхищаясь или вздрагивая от историй, фактов и легенд. Нравится листать купленный в магазинчике путеводитель, не только узнавая на фотографиях уже увиденное, но и выбирая новые маршруты. Соловки в этом отношении - настоящее сокровище. Здесь настолько тесно переплетаются природа, история и человеческие судьбы, что, отправляясь за одним, неожиданно находишь и другое

"А что есть на Секирной горе?" - спросили мы. "Свято-Вознесенский скит и церковь-маяк," - ответили нам. Что ж, маяк - это хорошо. Зарезервировали "Газель" с самарскими номерами и поехали. Конечно, была мысль сэкономить и прогуляться пешком, но десяток километров в одну сторону нас бы утомил сильнее, чем мы могли рассчитывать. Дороги на Соловках - это все равно что дороги в Саратовской области, так что и на авто прокатиться с ветерком не получилось.
Кстати, взять в аренду транспорт не составляет вообще никакого труда - телефоны водителей можно найти в поселке практически во всех местах скопления туристов. Есть и прокат велосипедов

Секирная гора - это одна из самых высоких точек Большого Соловецкого острова (74 метра), а ее название происходит из-за жены одного карельского рыбака, который когда-то хотел поселиться в этих местах. По преданию, бедной женщине хорошо досталось: два «светлоликих ангела» высекли ее у подножия горы. При этом ей было сказано, что место это предназначено для проживания иноков и что «устроится тут жилище иноческого чину и соберется множество монахов во имя Божие». После этого гора долгое время была необитаема, а скит на ней основали лишь в XIX веке. Ну, а у дороги теперь лежит каменная плита с высеченным на ней текстом, повествующем о том давнем событии

Кстати, насос - это не единственная примета современности в этих местах. Перед деревянным келейным корпусом мы увидели... солнечные батареи!

А еще на самой вершине горы, на главе церкви Вознесения Господня есть самый настоящий маяк

Сооружение находится в рабочем состоянии и его свет виден с расстояния до 60 километров


Со смотровой площадки горы отлично видна северная часть острова. Тут-то и думаешь о том, отчего людям не даны крылья


С горы вниз ведет очень крутая лестница в несколько сотен ступеней. Вообще, по ней лучше идти вверх, а не спускаться, потому что считалось, что подъем по этой лестнице снимает с души по одному греху за каждую ступеньку.
Как гласит установленная здесь табличка, лестница является памятником истории и культуры и восстановлена на средства директората по культурному наследию Норвегии

Спустившись вниз, оказываешься возле поклонного креста. Он установлен в честь Соловецких новомучеников.
Неподалеку есть еще один крест (красный) в честь новомучеников и исповедников Соловецких.
Ведь Секирная гора еще и место поминовения


Во времена Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН, 1923-1937 гг.), ставшего началом ГУЛАГа, в Свято-Вознесенском скиту был устроен штрафной изолятор с суровым режимом содержания заключенных. Сюда отправляли за попытку побега, отказ от работы, исполнение религиозных обрядов, нарушение лагерного режима и другие провинности. Заключенные штрафного изолятора подвергались самым изощренным истязаниям, здесь же проводились расстрелы узников по приговорам Информационно-следственного отдела лагеря. Красный крест поставлен как раз у начала тропы которая ведет к месту массовых расстрелов

Первые захоронения обнаружили лишь в середине двухтысячных, тогда Соловецкий музей-заповедник организовал экспедицию, во время которой была вскрыта и обследована одна из могильных ям на юго-западном склоне Секирной горы. В ней были обнаружены останки 26 расстрелянных. Насельники Вознесенского скита отслужили панихиду по убиенным рабам Божиим, затем останки предали земле

Судя по огороженным ямам, захоронения продолжают находить и исследовать


Об этих тяжелых страницах истории Соловков напоминают и многие здания поселка, мимо которых ходишь каждый день. Вот магазин в бараке времен УСЛОН, о чем гласит табличка. В другом здании, которое было бараком детской колонии лагеря, куда можно было попасть с 12 лет, сейчас живут люди


В одном из исторических бараков находится и экспозиция «История Соловецких лагерей и тюрьмы (1920-1939)». В ней не только документы и вещи заключенных, в том числе потрясшие меня необыкновенно грамотно составленные и написанные чуть ли не каллиграфическим почерком письма. На стенах воспоминания узников, изложенные как-то совсем по-житейски и оттого еще более страшные. А еще кадры кинохроники в режиме нон-стоп. Явно постановочные съемки о воспитательно-исправительной пользе труда. И карта СССР с отмеченными на ней лагерями, где Соловки - всего лишь маленькая точка, один из островов большого архипелага. Но при этом главный, потому что начало было именно здесь.

Соловки. Документальная повесть о новомучениках Ильинская Анна Всеволодовна

VII. СЕКИРНАЯ ГОРА - ЛУБЯНКА СОЛОВКОВ

VII. СЕКИРНАЯ ГОРА - ЛУБЯНКА СОЛОВКОВ

Секирную гору я увижу в убранстве осени. Будет ветер и долгий путь через лес, окрашенный в невообразимые цвета, от нежно - лимонного до сочно - оранжевого, от светло - розового до зловеще - пурпурного. Будет хлестать холодный дождь и течь по лицу соленые капли.

Все двенадцать километров до Секирки вдоль дороги будет тянуться разноцветный мшистый коврик. Сидящие на нем толстые куропатки при нашем со Светланой приближении нехотя отбегают, лишний раз подняться в воздух им лень.

Форма леса здесь особенная: деревья худосочны, как испостившиеся иноки. Приподнявшись на цыпочки в молитвенном порыве, они тянутся вверх, словно хотят коснуться низких туч пламенеющими ветвями, чтобы и небеса запылали прощальным осенним огнем. Кряжистых, разлапистых сосен, как в Ребалде, здесь нет. То там, то здесь холодно блистают соединенные каналами озера. Идем, и меня не покидает ставшее привычным на Соловках ощущение, что тело в земном отсчете, а голова проламывается в какое?то другое измерение. Мы со Светланой в пустынном лесу, но на уровне души окружены мириадами незримых существ, которые благословляют нас…

На восьмом километре дорога раздваивается. Слева, в самом конце устремленного ввысь лесного коридора, стартует в небо коренастая красавица с красно - коричневым, цвета клубничного варенья, куполом, без креста, с каким?то непривычным сооружением на макушке. Впрочем, вскоре церковь исчезнет из виду, а дорога, вволю напетлявшись, на одном дыхании взбежит вверх.

У шлагбаума нас встретит дружелюбная собака без хвоста, с красноватыми веселыми глазками. Она привыкла к гостям и с удовольствием фотографируется с тургруппами. Круче, круче - и наконец вот он, штрафной изолятор с флюгером на макушке! Неподалеку в сарае копошится жена смотрителя, крест - накрест подвязанная теплым платком. Но светлых мужей с бичами не видно, никто не изгоняет ее, хотя первые насельники в иноческом чине на острове уже появились.

Посмотреть? Ну посмотрите, - разрешила она.

Окна церкви застеклены, на них ржавые, по виду тюремные решетки. Прижимаюсь лицом к стеклу: внутри чистенько, стены облуплены, кажется, там слабые остатки фресок.

Ходят, ягоды собирают, - долетают до нас жалобы смотрительницы. - Я им говорю: миленькие, что ж вы делаете, здесь ведь под каждым камешком кровь, на крови все взошло. Куда там, не слушают, обирают мертвых…

Когда?то монахи для удобства спуска соорудили круто падающую по склону деревянную лестницу в 365 ступеней. Одним из развлечений палачей ГПУ стало толкать каторжника вниз, в качестве груза привязав к спине тяжелое бревно. Других заключенных заставляли подбирать внизу груду кровавых костей.

Секирная гора. С рисунка XIX в.

Каждый ярус Секирной церкви делился на три отделения с общими, одиночными и особыми камерами. После того как забранные решетками окна забили щитами, уделом узников стала кромешная тьма. Боковые алтари первого этажа превратились в карцеры, где избивали особо строптивых.

На втором этаже помещался «строгий» изолятор. Верхняя одежда у поступающих сюда отбиралась, люди спали на каменном полу в одном белье (в начале 30–х сжалились, настелили деревянные нары). На месте Престола стояла «параша». Позднее по этому принципу на месте Казанского собора в Москве будет построен нужник, на месте храма Христа Спасителя - плавательный бассейн. На первом этаже раз в день давали пшенный навар и полфунта хлеба, в «строгом» те же полфунта, а кружку воды лишь через сутки.

Для самых злостных нарушителей режима предназначался 3–й ярус - продуваемая северными ветрами чердачная камера под куполом, где зимой все получали воспаление легких. Над ней располагался маяк, смотрителем которого почти двадцать лет состоял заключенный А. И. Бэкман, в прошлом гардемарин.

На Секирной горе любили сажать «на жердочки». Суть наказания в том, что на узких бревнышках надо было неподвижно сидеть долгие часы, а то и сутки напролет. У лица роились насекомые, вонзали в тело тысячи жал, но стоило вздохнуть поглубже или слегка пошевелиться, как стоящий начеку охранник бил штрафника пудовым кулачищем. Через несколько часов организм бедного зэка превращался в сплошную рану от насекомых и побоев. Недаром весь уголовный мир Страны Советов дрожал перед словом «Секирка». В ленинградских «Крестах» уголовники спели М. Розанову знаменательную песенку:

Ах, сколько было там «чудес»!

Об этом знает только темный лес.

На пеньки нас становили,

Раздевали, колотили,

Мучили тогда нас в Соловках.

Петр Якир, сын расстрелянного в 1937 г. командарма, автор воспоминаний «Детство в тюрьме», десятилетием позднее тоже слышал эти грустные куплеты.

Ни один этаж Секирной церкви не отапливался, и полуголые люди приноровились спать вповалку. Лежали грязные, полуголые, ноги одного сплетались с ногами другого, руки сливались в едином объятьи, будто здесь задремал многослойный спрут, рожденный мрачной фантазией ГУЛага. Вершина этой чудовищной пирамиды покрывалась всем имеющимся в наличии тряпьем. И ничего, спали, надышат внутри, и тепло. Именно здесь, в штабелях Секирки, закончил свой жизненный путь Утешительный поп отец Никодим…

В то время как некрещеный Владимир Шкловский жил в Кремле с епископами, иерей Никодим кочевал по глухим «командировкам». Дело в том, что он единственный из духовенства попал в концлагерь не за религиозные убеждения, а по служебной статье: совершение треб без справки от ЗАГСа. Кем только не бывал этот удивительный Батюшка: скотником, рыбаком, лесорубом. Он явно шел по указанному Господом пути. Если в Кремле случаев самоубийства почти не наблюдалось, то в лесу кончали с собой многие, и отцу Никодиму была дана власть безошибочно чувствовать потенциальных самоубийц. Подсядет, поговорит о том о сем, а потом и к делу: «Ты, сынок, Николе Угоднику помолись и Матери Божией «Утоли моя печали». Так и так, мол, скажи, скорбит раб Божий имярек, скорбит и тоскует. Прими на себя скорбь мою, Заступница, отгони от меня тоску, Никола Милостивый. Да почаще, почаще им о себе напоминай. У Святителя дела много, все к нему за помощью идут, может и позабыть. Человек он старый. А ты напомни!»

В минуту откровенности Батюшка говорил, что он по - прежнему священник и прихода его никто не лишал. «Вот он, приход мой, недостойного иерея. Его, Человеколюбца, приход, слепых, расслабленных, кровоточивых, прокаженных и бесноватых и всех, всех чуда Его жаждущих, о чуде молящих. Кто бродит? Они! Они! Все прокаженные, и все очищения просят».

За несколько месяцев до смерти философ Владимир Соловьев признавался друзьям, что предчувствует близость времен, когда христиане будут собираться на молитву в катакомбах, потому что вера будет гонима. Он скончался в 1900 г. Вскоре предсказанные им времена наступили, но священники Промыслом Божиим совершали богослужения даже в тюрьмах и лагерях. Арестованный в очередной раз Владыка Афанасий (Сахаров) попал в Мариинские лагеря вместе с иеромонахом Иераксом (Бочаровым). У отца Иеракса была с собой «домовая церковь», как они называли кружевную занавесь с пришпиленными к ней бумажными иконками - воздушный иконостас. Скользя на железных колечках, завеса раздвигалась в обе стороны, открывая притаившийся внутри столик - алтарь. При аресте тряпичный иконостас был взяг как вещественное доказательство мракобесия, но потом про него забыли, и святыня путешествовала в чемоданчике вместе с личными вещами отца Иеракса. Батюшки спрятали иконостас в овощехранилище и по вечерам тайно справляли все положенные по уставу службы.

Вот и отец Никодим решился отслужить в ночном бараке Рождественскую литургию. Распахну ли дверь вохровцы, а он с двумя казаками Херувимскую поет, рукой помахивает: подождите, прерывать нельзя. «Всякое ныне житейское отложим попечение», - смежив очи, дабы не видеть осатаневшего конвоя, старательно выводили певцы. Втроем и пошли на Секирку.

Редко кто оттуда возвращался, но одному счастливцу повезло. Он?то и поведал о судьбе Утешительного попа. Батюшке соорудили епитрахиль, крест, дароносицу, и он совершал все, что требовалось: шепотом служил молебны и панихиды, с неструганой деревянной ложки приобщал Святых Христовых Тайн. Пайка «чернушки» пресуществлялась в Тело Господне, а сок давленой клюквы в Кровь Его. «Вина где ж я достану? - разводил руками отец Никодим. - А клюковка, она тоже виноград стран полуночных, и тот же Виноградарь ее произрастил».

А как в штабеля залягут, любил рассказывать на сон грядущий священные сказки, как их называли заключенные. И вот на Пасху отслужил Светлую Заутреню, похристосовался со всеми. Собрались спать, и Батюшка до рассвета рассказывал «сказку» про то, как Мария пришла ко гробу Учителя своего и, не найдя Его Пречистого Тела, плакала у отваленного камня…

Наутро, схваченные морозцем, отлепились друг от друга, отряхнулись от инея, глянь, а Утешительный не встает. Лежит окоченевший, лишь улыбка на губах заледенела - придавили старика. Отец Никодим отошел ко Господу на втором этаже Секирной церкви, где когда?то был престол Вознесения, под маяком, который и во тьме светит. «Скольких он у нас за зиму напутствовал, а сам без напутствия в дальний путь пошел, - вздохнул каторжанин - Впрочем, зачем оно ему? Он сам дорогу знает».

На обрыве смотровая площадка. С высоты орлиного полета перед нами расстилаются безбрежные леса с желтой проседью, серые озера, вдалеке свинцовое море. В двух километрах белеет трапезная церковь Савватьевского скита - отсюда, по сути дела, и начинается история Соловецкого монастыря. Именно здесь, облюбовав пустынный остров для молитв, поселились иноки Свв. Герман и Савватий.

Они принесли на остров первую икону Божьей Матери Одигитрия, в честь Которой отстроили каменный храм. Савватий жил здесь в молитвенном подвиге до конца жизни. Предчувствуя смерть, переплыл на материк для Причащения Тела и Крови Христовой и, вкусив Св. Таин, опочил о Господе.

В первые годы СЛОНа в Савватьеве помещалась лагерная «аристократия» - представители дружественных партий, с которыми большевики делали революцию. До 1923 г. они содержались в северных лагерях, преимущественно в Пертоминском. Их жизнь известна из воспоминаний эсерки Олицкой, которая после Соловков оказалась за рубежом.

Хотя скит был огорожен проволокой и охранялся дозорными вышками, его обитатели пользовались со стороны властей если не уважением, то по крайней мере снисхождением. Крупных ре волюционеров среди них не было, кроме двух: эсера А. Иваницкого, старшего и по возрасту, и по партийному стажу, с опытом царской каторги, и социал - демократа Богданова, тоже подпольщика царских времен. Остальным сколько?нибудь значительным политическим деятелям Ленин предоставил возможность выехать за границу.

В 1923–1924 гг. в Савватьеве содержалось около пятисот представителей различных партий: социалистов - революционеров, правых и левых, социалистов - демократов, меньшевиков и анархистов, среди них немало супружеских пар. Это были молодые люди, редкие из которых могли похвастаться дореволюционным Партийным стажем.

Заключенные этого привилегированного лагеря держались гордо, с Кремлем, где каждый был сам за себя, не общались, в равной мере презирая как уголовников, так и «каэров». У политических все были за всех, продукты и деньги шли в общий котел. Принципиально настроенные против работы, они не боялись начальства, читали газеты, митинговали и защищали права человека, по каждому поводу устраивая голодовки. Кстати, кормили их лучше, чем других узников.

Молодые политзаключенные уважали только свои революционные традиции, все церковное отрицали, в Божьем храме проводили лекции и диспуты. Однажды на прогулке разыгрались, смастерили снежную гору, а вместо салазок приспособили обледенелые, хорошо скользящие иконы, пока старшие товарищи не усмотрели в этом неуважение к чужому религиозному культу.

Но им жилось не так легко, как кажется на первый взгляд: эсер Юзик Сандомир вскрыл себе вены, профработник металлист Михаил Егоров-Лызлев отравился, меньшевик Яков Аронович повесился. Анархистка Наталья Николаевна Андреева, осужденная по 58–й статье, вынуждена была стать женой отцеубийцы Д. Успенского, позже переехала с ним на Беломорканал, где родила сына, названного в честь Ягоды Генрихом.

Самым крупным событием в истории содержания политзаключенных на Соловках был расстрел безоружных в час прогулки. В декабре 1923 г. пришла инструкция: политические ограничивались в получении писем, им сокращалось время пребывания на свежем воздухе. Когда Савватьевским насельникам сообщили о нововведении, они возмутились, и 19 декабря продолжали гулять, несмотря на приказ вернуться в корпус.

По ним открыли стрельбу. Семь человек было убито наповал, трое тяжело ранены. Первую помощь им оказал социал - демократ врач В. Ельник. На следующий день начальником СЛОНа был назначен А. П. Ногтев. Он разрешил политзаключенным похоронить убитых товарищей. Мертвых предали земле с почестями, пели «Вы жертвою пали…». Могила расстрелянных была отмечена большим валуном с выбитыми на нем фамилиями убитых. Вот эти имена: Леонид Лебедев, анархист; Георгий Трифонович Кочаровский, социалист - революционер, 28 лет; Илизовенко, его жена, 25 лет; Гавриил Антонович Билинга - Пастернак, социалист - революционер, 27 лет; Всеволод Иванович Попов, социалист - революционер, 28 лет; Меер Моисеевич Горелик, 26 лет; Наталья Арнольдовна Бауэр - Цейтлина, социалистка-революционерка, 32 года. Впоследствии валун перевернули, потом разбили кувалдами, а куски побросали в озеро. Больше говорить об изменениях в режиме не рискнули, и все осталось по-прежнему.

Секирная лестница.

Сведения о расстреле в Савватьеве были переданы в Москву Борису Бобину. Корреспонденцию запаяли в алюминиевый чайник, который был увезен за границу заместителем Пешковой по Красному Кресту, за что Бобин был арестован.

В 1925 г. все политические были вывезены в Кемь, откуда в «столыпинах» разъехались по разным политизоляторам. Еще лет десять среднее звено «делателей на ниве народной» держали в ссылках в захолустных городах, неуклонно пополняя их досье. В конце тридцатых все были арестованы…

Мы со Светланой - Фотиной кладем по земному поклону в сторону Секиро - Вознесенского храма. Я достаю из сумки красную книжечку карманного формата с рельефным восьмиконечным крестом на обложке. Это «Служба Святым Царю - мученику Николаю и всем Новомучеником и Исповедником Российским». Для того, чтобы прочитать ее, мы и приехали осенью на Соловки. Служба подарена Оптинским иеромонахом, пожелавшим остаться неизвестным. Есть на свете чудесный Батюшка, который любит делать добрые деда, не открывая своего имени. Потрясенные люди не знают, кого благодарить, и не остается ничего иного, как благодарить Бога. Такой подарок обязывает, такой подарок - высокая честь, помоги Господь оправдать этот дар!..

Торжественный акт канонизации Новомучеников и Исповедников Российских, от безбожников убиенных, состоялся в Нью - Йорке в соборе иконы Знамения Божией Матери 31 апреля 1981 г. Значит, все, кто страдал здесь, - святые, все, кто погиб, - святые, и мы с Фотиной молимся им от лица всего нашего поколения. За всех, кто лишен возможности проникнуть на закрытый остров, за всех, чье сердце скорбит о безвинно убиенных, прими, о Боже, эти слова.

«Немощию плоти нам подобострастнии, духом в меру древлих отцев тщалися есте, о непреклоннии Священноисповедницы Российстии, иже в разоренную обитель Соловецкую и во иныя места заточения ссылаеми, умножающимся же страданием вашим, избыточествовавше тайно и утешение от Господа, имже ныне истии утешаетеся, в невечерний день достигши царствия Христова, в нем же не престайте, молим вас, молящеся о спасении душ наших…»

Читаем попеременно, чуть ли не вырывая друг у друга книжечку. Желание молиться Новомученикам сродни физическому голоду, слова этой службы как кусок насущного хлеба. Бесхвостая собака сидит рядом, не уходит, внимательно слушает. Умными глазками смотрит то на меня, то на Фотину, то на церковь, в сторону которой кладутся поклоны. «Услышите нас, в веси Гефсиманстей погребенныя, услышите нас и тии, ихже погребение неведомо. Услышите нас паки вкупе приятые во обители небесныя…»

Вниз спускаемся по печально знаменитой лестнице. Склон горы обрывистый, узкие ступеньки почти отвесно падают на землю. Многие прогнили, и мы перепрыгиваем провалы, держась за перила. Блестящая от дождя древесина усыпана жухлыми иглами и облетевшими березовыми листьями.

Спускаемся молча, мысленно поминая всех, разбившихся на этой лестнице. Вдруг я подскользнулась на мокром листочке и лечу вперед - к счастью, успеваю схватиться за выскользнувшее из руки перило. Больно! Каково же пересчитать все ступеньки, да еще с бревном за спиной? Это полет в вечность, когда душа, толчком исторгнутая из своего обиталища, внезапно взмыв над склоном горы, видит знакомое расплющенное тело, прыгающее по ступенькам, как кем?то с высоты брошенная кукла…

С осени у подножия лестницы заготавливали скудельницы для трупов. К середине зимы они были переполнены, и мертвых укладывали вокруг, слегка присыпая снегом. Весной 1927 г. белогвардейский генерал Зайцев с анархистом Ломоносовым - Роланд собирали вокруг Секирки оттаявшие трупы, чтобы предать земле. Но покойников было много, поэтому копали неглубоко, единственно, чтобы не грязнить воздух. Оставишь непогребенными, в лесу застоится запах разложения, как летом в Кремле от братских могил. Соловецкая земля святая, она вся превратилась в Св. Мощи. На крови Новомучеников Российских растут деревья, всходит трава…

«Цвети Российского луга духовного в годину лютых гонений дивно процветшии Новомученицы и Исповедницы безчислении: святителие, царственнии страстотерпцы и пастырие, монаси и мирстии, мужие, жены же и дети, добрый плод в терпении Христу принесшие, молитеся Ему, яко Насадителю вашему, да избавит люди своя от безбожных и злых, да утверждается же Церковь Русская кровьми и страданиями вашими во спасение душ наших».

Из книги Тафсир Аль-Коран автора Мухаммед

Сура 52 АТ-ТУР «ГОРА» Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!Эта сура ниспослана в Мекке. Она состоит из 49 айатов. Сура начинается с клятвы пятью из самых великих творений в том, что неверных, отрицающих посланника, непременно постигнет наказание. В ней рассказывается о

Из книги Коран [перевод смыслов] автора Мухаммед

52.Гора[Синай] Во имя Аллаха, Всемилостивого и Милосердного!1. Клянусь горой [Синаем].2. Клянусь начертанным писанием,3. на развернутом свитке.4. Клянусь домом посещаемым5. и кровлей возведенной,6. клянусь морем переполненным:7. грядет кара Господа твоего неминуемо8. и ничто не

Из книги Радостные вести Комментарий на Послание ап. Павла к Галатам автора Ваггонер Эллет

Гора Синай - гора Сион Как есть два завета, так есть и два города, к которым они относятся. Иерусалим, который ныне олицетворяет старый завет, относится к горе Синайской. Он не будет освобожден, но будет заменен городом Божьим {Откр. 3:12; 21:1–5). Это город, которого ожидал

Из книги Железная флейта (Тэттэки Тосуи) автора Автор неизвестен

42. Южная гора Ши-шуань жил на Южной горе, а Куан-хи - на Северной горе. Однажды монах из северного монастыря пришел в Южный, и Ши-шуань сказал ему: «Мой Южный монастырь не выше по сравнению с монастырем на севере». Монах не знал, что сказать, и промолчал. Когда монах вернулся

Из книги Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению деяний святых апостолов автора Барсов Матвей

Гора Елеонская (ст. 12) Мы часто, по крайней мере, мысленно, посещаем место, любимое другом, благодетелем, отцом, на котором мы в последний раз простились с ними, приняли завещание друга, благословение родителя. Самая печаль при сем посещении бывает радостна, горесть

Из книги Хасидские предания автора Бубер Мартин

ГОРА Однажды равви Авраам поехал к своему шурину в Кремниц. Самые выдающиеся представители местной общины собрались, чтобы приветствовать его. Но Авраам отвернулся от них и стал смотреть в окно на гору, у подножия которой лежал город. Среди тех, кто ожидал приезда цадика,

Из книги Письма с Дальнего Востока и Соловков автора Флоренский Павел Александрович

Письма с Соловков

Из книги Гимны Надежды автора Автор неизвестен

382 Гора Сион, гора святая Гора Сион, гора святая,Престол где Господа стоит!К тебе стремлюсь я, к двери рая,Где солнце вечное блестит,Где бури нет и нет ненастья,Где радость вечная царит,Где всё согрето светом счастьяИ гимн хваления звучит.Там наш Господь Свой лик

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Гора Вечного (Мих. 4:1–3)1 Вот что открылось в видении Исаии, сыну Амоца, об Иудее и Иерусалиме:2 В последние дни гора, где храм Вечного,будет поставлена во главе гор;вознесётся она над холмами,и устремятся к ней все народы.3 Многие народы пойдут и скажут:- Идём, поднимемся на

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Гора Вечного (Ис. 2:2–4)1 В последние дни гора, где храм Вечного,будет поставлена во главе гор;вознесётся она над холмами,и устремятся к ней народы.2 Многие народы пойдут и скажут:- Идём, поднимемся на гору Вечного,к дому Бога Якуба,Он научит нас Своим путям,чтобы нам ходить

Из книги Христианские притчи автора Автор неизвестен

Гора Господня (Мих. 4:1–3)1 Вот что видел Исаия, сын Амоца, об Иудее и Иерусалиме:2 В последние днигора дома Господа будет поставленавысочайшею среди гор;вознесется она над холмами,и устремятся к ней все народы.3 Многие народы пойдут и скажут:«Идем, поднимемся на Господню

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Гора Господня (Ис. 2:2–4)1 В последние днигора дома Господа станетвысочайшею среди гор;вознесется она над холмами,и устремятся к ней народы.2 Многие народы пойдут и скажут:«Идем, поднимемся на Господню гору,к дому Бога Иакова.Он научит нас Своим путям,и будем ходить по Его

Из книги Путешествие ко святым местам в 1830 году автора Муравьев Андрей Николаевич

Медведь-гора В далёкую-далёкую старину, ещё до того как Андрей Первозванный проходил этими местами, но уже после потопа. Люди, которые остались в живых забрались на горы, но с годами спустились к морю на равнины занялись земледелием и рыбной ловлей. Благо климат южного

Из книги Соловки. Документальная повесть о новомучениках автора Ильинская Анна Всеволодовна

Гора Ор Старое поколение уходило, и из тех, кто во времена Исхода был взрослым, остались уже немногие. Так, например, в Кадесе умерла Мариам, сестра Моисея.Настало время действовать. О нападении на Хеврон непосредственно с юга пока не могло быть и речи, и сыны Израилевы

Из книги автора

Гора Элеонская Когда окончились дни моего заключения в Храме и первых высоких торжеств Пасхи, я хотел посвятить остальное время пребывания в Иерусалиме ежедневному посещению его священных окрестностей; но более всех меня привлекала гора Элеонская. Еще в первую минуту

Из книги автора

I. ОБРЕТЕНИЕ СОЛОВКОВ 8 июля 1990 года, накануне праздника иконы Тихвинской Божией Матери, исполнилось 59 лет со дня кончины последнего Оптинского старца иеромонаха Никона (Беляева), преставившегося в ссылке в Пинеге. Вот уже второй год оптинцы приезжают в этот день на его

Самым высоким местом на Большом Соловецком острове является Секирная гора. Её высота 73,5 метра. В ясную погоду с неё открывается чудесный вид на северную сторону Большого Соловецкого острова.

Историки утверждают, что первые жители Соловков иноки Савватий и Герман, прибывшие на остров с Валаама в 1429 году, поселились именно здесь.

Почему же гора называется Секирной?
Большинство людей даже не задумываются: конечно, мол, потому что в 20-30-е годы прошлого века здесь находился штрафной изолятор.
Но это не так, однако: Секирной гора звалась задолго до тех печальных лет.
И другое её название – Чудова гора.

Одна из версий происхождения названия начертана на камне у подножия горы:
«На Чудову гору вход женскому полу возбранён по тому случаю, когда Преподобный Савватий и Герман жили на сем месте, рыболовы прлживая летом с женами под горою оскорбляли Преподобных, чтобы изгнать их из Острова. Перст Божий явил чудо. Ангелы в виде двух светозарных юношей изгнали рыболова жену прутьями из Горы: на крик ея пришел Препод. Савватий, коему жена сказала, что Ангелы, изгоняя её, говорили: Сей остров предназначен Богом для Иноков. Это чудо заставило рыболовов оставить Остров и благоговеть к Преподобным. А женский пол не бывает на этой горе по таинственному страху Л.А. 1857».


С тех пор, дескать, и прозвали гору: одни – Чудовой, другие – Секирной.
Кстати, скептики предполагают, что это вовсе не ангелы женщину высекли, а сами иноки. Тем не менее, в течение продолжительного времени женщинам на гору нельзя было подниматься.

Есть и другая версия, почему эта гора зовётся Секирной, она намного прозаичнее: просто-напросто на горе рубили лес для строительства - секли секирой.


Экскурсия на Секирную гору состоялась в последний день нашего пребывания на Соловках, и выдался этот день ясным, солнечным.

От Гостевого дома до Секирки всего 11 километров, но автобус шёл почти час: уж больно плохая туда дорога.
Приятно удивил водитель нашего автобуса, он ни за что не хотел брать девушку, которой не хватило места, и она согласна была ехать стоя. Наотрез отказался – нельзя, мол, по правилам безопасности.
Пришлось организаторам вызывать ещё один, в который пересели ещё несколько человек из другого автобуса – может быть, им тоже места не хватило?..


Дорога вилась по лесу - густому, красивому. Но снимать во время езды никакой возможности не было...
Наконец автобусы остановились у подножия горы, и мы стали подниматься наверх по пологой тропинке...


А можно было и по такой подняться.


На горе в XIX веке был основан Свято-Вознесенский скит. Вот он показан на карте, как и весь наш экскурсионный путь.


Валунная баня, указанная на карте под номером 3.


Небольшое картофельное поле...


Остановились у стендов, рассказывающих об истории Секирной горы, печально известной современникам, прежде всего, своим штрафным изолятором, который существовал здесь в "лагерные годы". Очевидцы рассказывают, что это была тюрьма в тюрьме с невыносимыми для людей условиями проживания. И мало кто выбирался отсюда живым.

Подробности выживания здесь проштрафившихся заключённых рассказывать не буду - в интернете множество эмоциональных историй.
Потому что без эмоций пересказывать невозможно...


Свято-Вознесенский скит получил официальный статус в 1861 году с возведением Воскресенской церкви.
Позже при церкви было построено деревянное двухэтажное здание для братии и паломников, которые занимались земледелием и огородничеством.


В 1992 году в скиту возобновилась религиозная жизнь.



В боковом приделе храма открылся музей штрафного изолятора.
Рядом стоит Поклонный крест в честь новомучеников соловецких.


Одноглавая церковь на вершине горы была построена по проекту архангельского архитектора А.П. Шахларева.


Церковь уникальна тем, что над её куполом установлен маяк.
Первоначально источником его света служили керосиновые лампы, освещавшие пространство в 49 километров.


Секирная гора (Соловки, Россия) - подробное описание, расположение, отзывы, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

73-метровый холм, называемый Чудовой или Секирной горой, - самая высокая точка Соловецкого архипелага. Рассказывают, будто на ней два «светлых юноши» высекли розгами злобную рыбачку, нарушавшую своей руганью покой Германа и Савватия, первых отшельников острова. По другой версии, на склонах секирами (то есть топорами) рубили деревья для монастырских построек. В середине 19 века здесь возвели церковь с маяком под куполом и Свято-Вознесенский скит , но наше время наполнило название новым чудовищным смыслом.

Немного истории

Администрация СЛОНа (Соловецкого лагеря особого назначения) устроила на горе СТОН (Соловецкую тюрьму особого назначения), штрафную зону для провинившихся узников. Помещение церкви служило изолятором, то есть карцером, в лютые морозы в нем запирали на ночь особо непокорных, отобрав даже одежду. Заключенные грелись, складывая сами себя в штабеля на голом полу, немногие выживали после нескольких суток такого наказания. Расстрелы на «Секирке» были рутинным делом, для разнообразия некоторых зэков привязывали к бревну и сбрасывали с высокой лестницы, ведущей по крутому склону к берегу Сосновой губы.

Что посмотреть

Ныне возрожден Вознесенский скит, у подножия Секирной горы установлен высокий поклонный крест цвета запекшейся крови в память о безымянных мучениках. Рядом добровольцы-поисковики обнаружили целое кладбище из братских могил, в каждой лежат десятки скелетов, сваленных кучей и едва присыпанных каменистой землей.

Восстановлена та самая лестница из 300 ступеней, служившая орудием казни для более чем 7000 человек. В боковом приделе церкви Вознесения Господня на вершине холма организован небольшой музей СТОНа, посетители выходят оттуда в слезах, шокированные увиденным и услышанным от экскурсоводов.

Экспозиция включает и фотографии Максима Горького, побывавшего здесь после невероятного побега нескольких заключенных, сумевших добраться до Европы и рассказать об ужасах Соловков. Пролетарский писатель засвидетельствовал перед мировой общественностью, что все это ложь.

Практическая информация

Местоположение: о. Большой Соловецкий, ур. Гора Секирная. Координаты GPS: 65.104156, 35.585294. Веб-сайт .

Как добраться: пешком или на экскурсионном автобусе из пос. Соловецкий (11 км).

И о природе Соловецкого острова

В Белом море можно увидеть немало островков. Большинство из них каменистые или же с редкой невзрачной растительностью. Скучные, безжизненные островки, к ним скоро привыкаешь, и кажется, что здесь, близ Полярного круга, иначе и быть не может. Когда же приближаешься к Соловецкому острову, видишь остров, побережье которого сплошь покрыто зеленью. В зелени утопает не только побережье, - бо́льшая часть острова покрыта лесами. Здесь можно встретить и типично карельские леса (сосны, мох, камни), и леса точно такие, как в нашем подмосковье (те же сосны, ели и прочие лиственные деревья). Здесь цветут вишни, шиповник, растут кедры. Здесь прекрасная растительность, чудесная трава, роскошные цветы. А озёра - они сказочно красивы, в них нельзя не влюбиться. Соловки - райский уголок. Рельеф острова разнообразен: побережье ровное, плавное; в центральной части - холмы и множество озёр; на юге - болота и полузаросшие озёра.

Одно из красивейших мест острова - Побережье

Дважды в день беломорские воды наступают на берег острова, покрывая собою значительную часть прибрежной полосы, и дважды в день отлив обнажает не только песок и камни берега, но и множество валунов, лежащих в море вблизи берега. Вечером во время отлива на берег моря стекается немногочисленная публика. Кто то гуляет по оголившемуся песчаному дну моря, кто то просто сидит на валуне и созерцает...

фантастическая красота этого места завораживает

на море отлив

Здесь же, на берегу, - загадочные доисторические лабиринты, выложенные на земле из небольших камней. Необычайно живописны прибрежные берёзки. Они приземисты, с мелкой листвой, с искривленными стволами, на которых множество наростов и утолщений. Причудливые изгибы их ветвей и стволов похожи на застывшие движения некоего фантастического танца. Берёзки эти так и называют - танцующими.

Вода прибрежная чиста и прозрачна. В этих водах в огромных количествах произрастает ламинария. Вблизи берега, на небольших глубинах, растут Фукусы (уникальные целебные водоросли). Есть здесь и Анфельция ("золотое руно" Белого моря), из которой вырабатывают агар. Единственное в России предприятие, которое ручным способом добывает беломорские водоросли и занимается их переработкой, находится в Архангельске. На этом предприятии из водорослей делают потрясающую косметику. Есть на острове специализированный магазинчик, где эта косметика продаётся. Не зарастает к нему тропа, проложенная женскими ножками....

Теперь о травах и цветочках.

Луга на Соловках занимают довольно приличную площадь. Это в большинстве искусственные луга, созданные в результате осушительных работ (осушительные работы проводятся на острове начиная с 15 века). Качество трав на соловецких лугах первоклассное. Поражает их насыщенный цвет и шелковистость. Здесь растут клевер, вика, мятлик, и множество других трав, названия которых я просто не знаю. Цветов на Соловках очень много. Иван-чай, медуница, ромашка, росянка, колокольчик, одуванчик, лютик, незабудка, фиалка, львиный зев, и другие. Есть на острове места сплошь покрытые цветочным ковром. А когда цветёт вереск, лес красив как именинник - россыпь мелких вересковых цветочков щедро расцвечивает его подножие нежно-фиолетовым сиянием.

Лес

Соловецкие лес это удивительное сочетание карельского леса и леса средней полосы России. Грибов и ягод здесь в изобилии. Ягоды - черника, брусника, голубика. клюква, морошка. Единственный хищный зверь в соловецком лесу - комар. Есть мелкие ящерицы, лягушки; ядовитых змей никто никогда не встречал. Из птиц - тетерева и куропатки, знаменитые соловецкие чайки.

Озера

То, что озер на острове много, общеизвестно. Но, никто не может ответить с абсолютно точно, сколько же их. Вариантов куча - от 177 до 500 и более

Каждое из озер чем-то отличается от других, каждое прекрасно по-своему. В хорошую солнечную погоду сесть в лодочку и не спеша плыть по ним - несказанное удовольствие. Для меня такая прогулка стала, пожалуй, одним из самых запоминающихся моментов пребывания на острове.

Вся прелесть озёрная начинается на лодочной станции

Здесь вам выдадут лодку системы "Пелла", к лодке - вёсла; ознакомят с маршрутом. Компанию, в которой плыть, подбираете сами. Главное, чтобы в лодке был хотя бы один крепкий мужчина, и кто то, кто не страдает топографическим кретинизмом. Последнее крайне важно, иначе в озёрах запросто можно заблудиться и попасть в тупик-ловушку типа "Губы дураков", где вас поджидает табличка с приветствием: «Господа дураки, вы приплыли, куда хотели!».

Теперь - поплыли...

Озёра соединены между собой каналами. Каналы - дело рук трудолюбивых монахов - объединяют в одну систему более пятидесяти озёр (всего же на острове 20 озерно-канальных систем и более 200 рукотворных каналов)

Строительство каналов началось на рубеже 15-16 веков. Каналы строились для осушения болот, для перевозки грузов, для снабжения острова питьевой водой, для хозяйственных нужд. Потребность в гидроресурсах была немалая, так как монастырь был оснащен множеством различных механизмов

Берега большинства озер заросли лесом

Про рыбу: рыба есть! Окунь, ерш, плотва, щука, налим

И о чайках. Соловецкие чайки такие же наглые и непуганые, как и беломорские; не вздумайте устроить маленький перекус в лодке - налетят, не отобьётесь

Ботанический сад

(он же "Макарьевская пустынь", он же "Хутор Горка")

Заложен при архимандрите Соловецкого монастыря Макарии в 1822 году. Находится в 4 километрах от Соловецкого Кремля на берегу озера Нижний Перт. Расположен в особой котловине, которая открыта ветрам лишь с южной стороны и является самым теплым местом на острове. Созданный трудом монахов, сад был уникальным. Здесь произрастало множество небывалых для северных широт растений: липа мелколистная, черемуха пенсильванская, даурский чай, роза морщинистая, бадан толстолистый и другие. В 1860-м году на территории Макарьевской пустыни был построен воскобелильный завод. Со строительством завода появились новые возможности развития ботанического сада. Результатом деятельности этого монашеского промысла было изобилие горячей воды и пара, которые находчивые монахи использовали в своих благих целях, в частности для обогрева оранжереи ботанического сада. В оранжерее под землёй была проложена труба, через которую пропускалась горячая вода из отходов производства. Прогрев грунта позволял монахам выращивать в оранжерее теплолюбивые цветы, овощи, а так же диковинные для Севера арбузы, дыни и персики.
Устройство отапливаемой оранжереи - всего лишь пример предприимчивого подхода монашеской братии к обустройству жизни на острове. В целом на Соловках так было устроено абсолютно всё монастырское хозяйство - озёрно-канальные системы, двухэтажные скотные дворы, хозяйственный комплекс Сельдяного мыса, свечной завод, множество монастырских мастерских, устройство гидроэлектростанции и радиостанции, наличие собственного развитого флота и т.д. Соловки по сути непревзойдённый пример создания автономного хозяйства в сложных климатических условиях.
Первые посадки, датируемые началом 1830-х годов, на территории сада не сохранились. Уцелели только растения, высаженные монахами в 1870-1920 годах и посадки заключенных Соловецкого лагеря особого назначения (1927-36). Остались старые посадки бадана на центральной аллее.

Центральная аллея (восемьдесят великолепных лиственниц, у подножия которых тот самый бадан):

аллея лиственниц была высажена в 1935-36 годах.

Бадан, обрамляющий аллею, соловецкие монахи привезли в 1905 году в подарок от памирского панчен-ламы. В традиционной восточной медицине бадан считается "лекарством от тысячи болезней".

Из старых построек в саду сохранился Валунный погреб/ледник (1894-1899). Погреб встроен в холм. Сложен из валунов и кирпича, частично подсыпан грунтом. Ныне Соловецкий Ботанический сад монастырю не принадлежит, а является отделом Соловецкого историко-архитектурного и природного музея-заповедника. Сегодня на территории сада произрастает более тридцати видов деревьев и кустарников, около 500 видов и сортов декоративных, лекарственных, пищевых и кормовых растений. Есть здесь кедровая роща, яблоневый сад, вишни, сирень. Разбиты грядки с клубникой. Во множестве цветут чудесные розы. По виду розы напоминают шиповник, но с очень крупными шикарными цветами. "Гималайской морщинистой розой" называется этот редкий вид. Есть предание, что семена его были присланы с Тибета от далай-ламы в подарок соловецким настоятелям. Соловецкий ботанический сад - это сказочное по своей красоте место. Здесь можно не только узнать много нового об истории острова и его удивительном растительном мире, но и просто отдохнуть, не спеша прогуляться, подышать воздухом, насыщенным запахом трав и цветов....

гора Секирная

Высшая точка Большого Соловецком острова - гора Секирная (расположена в самом центре острова). Здесь, по преданию, ангелы высекли жену рыбака, поселившуюся вместе с мужем неподалёку от обители двух иноков - Савватия и Германа.
Иноки приплыли на остров в 1429 году, у горы Секирной построили келью и стали жить в уединении. "До тех пор на Соловки только наезжали временно рыбаки, но теперь два семейства с поморья близ Кеми, узнавши, что на Соловках поселились постоянные обитатели, задумали основаться рядом с отшельниками близ озера. Это было не по душе старцам, и впоследствии сложился такой рассказ: один раз в воскресенье Савватий вместе с Германом отправлял всенощную и вышел покадить крест, который они воздвигли близ озера. Вдруг услышал он женский вопль, сказал Герману, Герман пошел на голос и увидел плачущую женщину. Это была жена одного из поселившихся на острове рыбаков. "Мне, - говорила она, - встретились двое светлых юношей и сказали: сойдите с этого места. Бог устроил его для иноческого жития, для прославления имени Божьего. Бегите отсюда, а не то - смерть вас постигнет". После этого рыбаки удалились с острова, и уже никто не осмеливался заводить поселения на Соловках. " (Н. Костомаров)
С тех пор на протяжении почти пяти веков вход на Секирную гору женщинам был воспрещен, да и сами они не посещали этих мест, как гласит старинная легенда, “по таинственному страху”.

Легенда эта высечена монахами на камне у подножия горы

На горе - Свято-Вознесенский скит. К нему ведёт самая древняя дорога острова

Из старых построек на территории скита сохранилась валунная баня (19 век):

На вершине горы устроена смотровая площадка, с которой можно увидеть весь остров. Невероятная красота:

Тут же, на вершине горы стоит красавица Вознесенская церковь (сооружена в 1862 году)

). Место выбрали, но для обустройства станции требовалось согласие монастырского начальства и разрешение Синода. Вопрос сей завис на несколько лет. Дело сдвинулось с мёртвой точки только тогда, когда настоятелем монастыря стал архимандрит Мелетий. Мелетий поддержал учёных, и благодаря его радению разрешение на создание станции было получено. Так в 1882 году на свет появилась первая в мире биостанция в полярных водах. Расположилась она в верхнем этаже "Сельдяной избы" - деревянного здания с мезонином: В ту пору остров Соловецкий был сугубо монашеским и обустройство на нём людей пришлых требовало от последних соизмерять свои поступки с приличиями и правилами места обитания монастырского братства. Возможно, из этих соображений устав станции призывал своих сотрудников "избегать всего того, что может вызвать справедливое неудовольствие монастыря". А сотрудников было не так много - из-за малых габаритов и небольших технических возможностей одновременно жить и работать на станции могло лишь несколько человек. За всё время существования станции (17 лет) её посетили около 60 биологов. Итог их работы - более 60 трудов, посвященных фауне и флоре Белого моря. Всё шло хорошо до тех пор, пока архимандрит Мелетий не удалился от дел. Ему на смену пришел Иоанникий. Иоанникий очень скоро стал проявлять недовольство по поводу присутствия на острове биологов. Возможно, на то и были причины. Руководивший в то время станцией профессор В.М.Шимкевич слыл воинствующим атеистом. Характер профессора был не таков, чтобы скрывать свои убеждения. Своё недовольство и предложение упразднить станцию Иоанникий изложил в письме Синоду, в котором, в частности, писал:
”…Отношения приезжающих натуралистов к монастырю начали переходить за пределы благоприличия... Приезжают не только православные, но и иноверцы, а в 1897 г. оказался даже один иудейского закона... Предъявляют требования... об отпуске им мяса, молока и тому подобного в постные дни и посты, позволяя себе глумиться над последними... Наконец, становясь на научную точку зрения, нельзя не придти к заключению, что биологическая станция на Соловецком острове уже выполнила свое назначение... в последнее время станциею не сделано никаких новых открытий в области биологии, даже не найдено ни одной разновидности уже известных видов… Донеся о вышеизложенном, настоятель с учрежденным собором ходатайствует об упразднении биологической станции при монастыре”.
Сотрудники станции были возмущены и поражены обвинениями в их адрес, считали их несправедливыми и безосновательными. Тем не менее, в феврале 1899 г. Синод удовлетворил просьбу Иоанникия - станция была удалена с территории Соловецкого монастыря. А нынче в здании бывшей Биологической станции действуют Соловецкие кресторезные мастерские. Теперь - в монастырь: