» »

Трагедия г сан пьетро остров мартиника. Сен-пьер - город, уничтоженный вулканом

10.03.2024

Острова Сен-Пьер и Микелон – архипелаг в северо-западной части Атлантического океана, расположенный в проливе Кебота примерно в двадцати километрах на юг от острова Ньюфаундленд. Архипелаг состоит из двух более или менее крупных островов Микелон и Сен-Пьер, а так же из ряда более мелких островов и скал у восточного и северного побережья острова Сен-Пьер, в частности островов Зеленых, Победителей, Моряков и Большого Голубиного острова . Название островов происходит соответственно от франко-басконских вариантов имен Святого Петра и Михаила.

Территории островов Сен-Пьер и Микелон в настоящее время предоставлен статус заморского сообщества Франции.

Острова Сен-Пьер и Микелон были открыты португальской экспедицией в 1520 году, и были названы Островами Одиннадцати Тысяч Непорочных Дев (в честь Святой Урсулы и её последователей).

Повторно острова архипелага были открыты французской экспедицией, которой руководил Жак Картье, в 1536 году, именно после этого они и получили свое нынешнее название.

До открытия европейцами на островах проживало местное население, этнически относившееся к эскимосской группе. Колонии и первые французские поселения начали основываться в 1604 году, местное население не враждебно относилось к поселенцам и первое время даже помогало им прижиться на новых землях.

До начала 1713 года острова Сен-Пьер и Микелон относились к Североамериканским владениям Франции. После поражения Франции в войне с Великобританией за колонии в Северной Америке практически все они были утрачены и под юрисдикцией Франции остались только именно острова Сен-Пьер и Микелон.

В 1778 году на островах был высажен британский десант, который депортировал их население за поддержку американцев в их войне за независимость от Британии.

Франция смогла вернуть себе острова , но только лишь в конце 1916 года.

В 1940 году после оккупации Франции Германией к Сен-Пьеру и Микелону ушли два французских эсминца, на которых были эвакуированы архивы Министерства финансов Франции.

В 1946 году островам Сен-Пьер и Микелон предоставили статус заморской территории Франции, а нынешний статус заморского сообщества за территорией был закреплен 11 июня 1985 года.

Остров Микелон имеет географические координаты 46°55′00″ с. ш. 56°19′00″ з. д.

По происхождению остров Микелон тектонического происхождения, образовавшийся в результате тектонических преобразований, которые отделили остров Ньюфаундленд от материка.

Общая площадь острова Микелон составляет 205 квадратных километров. Линия берега такова, что остров состоит из двух практически равных частей Большого Микелона (Гран-Микелон) и Ланглада или Малого Микелона (Пети-Микелон), соединенных между собой узкой песчаной косой и дюнами. При этом имеется достаточно много удобных бухт и заливов как на восточном, так и на западном побережье острова . Рельеф островов в основном равнинный с небольшими холмами и горками . Наблюдается выход на поверхность кристаллических пород, которые образуют крутые холмы и большое количество валунов. Наивысшая точка острова – холм, возвышающийся на 240 метров над уровнем моря.

Остров Сен-Пьер имеет географические координаты: 46°46′40″ с. ш. 56°10′40″ з. д.

Аналогично Микелону Сен-Пьер так же образовался в следствии тектонических преобразований и в том же временной период.

Общая площадь острова Сен-Пьер с прилегающими островами и скалами составляет чуть более 26 квадратных километров. Сен-Пьер расположен в пяти километрах на юго-восток от

October 6th, 2015

Мартиника - остров, который входит в состав архипелага Малые Антильские острова. Объект был открыт в 1502 году знаменитым Христофором Колумбом, который окрестил его «раем на Земле». В 1635 году началась колонизация Мартиники французами. Местные жители (индейцы) встретили чужеземцев враждебно, однако быстро были или истреблены, или вымерли от европейских болезней. Затем для работ на созданных французами плантациях стали массово завозить негров-рабов из Африки.

В 1902 году размеренная жизнь острова была неожиданно прервана извержением вулкана Мон-Пеле…

Новая классификация вулканических извержений, новое название и новое отношение к области научных исследований, называемой «вулканизмом», были установлены 8 мая 1902 года. В тот день также был установлен новый рекорд жертв и разрушений. 8 мая 1902 г. взорвался, разлетевшись на части, вулкан Мон-Пеле, который при этом уничтожил один из главных портов острова Мартиника Сент-Пьер вместе с его населением. В мгновение ока погибли 36000 человек.

Так как выбросы шли не через вершину вулкана, а через побочные кратеры, то все вулканические извержения подобного типа с тех пор называются «пелейскими». Что же касается нового отношения к вулканизму, то оно возникло благодаря президенту Теодору Рузвельту, который 14 мая отправил крейсер «Дикки» не только с благотворительной целью, но и с учеными и журналистами на борту (при этом была выделена помощь на сумму 250000 долларов).

Как и большинство «вулканических повествований», данная история начинается с доисторических времен, когда формировались Малые Антиллы. Это группа островов, которые тянутся через вход в Карибское море в виде 700-километровой дуги, выгнутой к Атлантическому океану. Они простираются от пролива Анегада к востоку от Виргинских островов почти до самого побережья Южной Америки.

Это вулканические острова. Наибольшей активностью отличались два вулкана: Мон-Пеле на острове Мартиника и Суфриер на острове Сент-Винсент. Очередное извержение произошло в 1902 году с интервалом всего в 18 часов.

Мон-Пеле расположен в северной части острова Мартиника. Он возвышается на 1350 метров над городом Сент-Пьер, самым большим поселением на острове, имеющим население 32000 человек.

По словам писателя Лафкадио Херна, посетившего город перед извержением Мон-Пеле, это был «самый-самый» город. Вот как он выразил свои чувства: «… Самый причудливый, самый необычный и в то же время самый красивый город среди городов Вест-Индии; полностью построенный из камня, с вымощенными камнем мостовыми, узкими улочками, деревянными или цинковыми навесами и остроконечными крышами из красной черепицы, пронзенными слуховыми мансардными окнами… Архитектура относилась к XVII веку и напоминала стиль старомодного квартала Нового Орлеана».

То, что эта каменная архитектура будет за считанные минуты превращена в мелкие камешки, находилось, вероятно, за пределами самого живого воображения строителей Сент-Пьера. Ни одно извержение Мон-Пеле до 1902 г. не давало никаких намеков на то, что это опасный вулкан. Во время извержения 1767 года погибли 16000 человек, но большинство погибло на склонах вулкана. С тех пор его извержения становились все слабее и слабее.

Хотя майское извержение предупреждало о себе, вряд ли кто-либо в местном правительстве и местной печати обратил внимание на это. Так, 2 апреля через некоторые отверстия (фумаролы) на склоне горы стали пробиваться довольно сильные струи пара. 23 апреля на улицы Сент-Пьера посыпался пепел с явным запахом серы, и от подземных толчков попадала посуда с полок.

Начиная с 25 апреля стали появляться более заметные, хотя и не очень тревожные, сигналы приближающегося бедствия. Например, раздавались взрывы в кратере. А те, кто осмеливался приблизиться к кратеру на Пеле-Этанг-Сек, слышали звуки кипения. Затем кратер наполнился кипящим озером шириной до 200 метров. Рядом с ним возник 10-метровый фонтан перегретой воды.

27 апреля усилилось выпадение пепла. Он завалил некоторые дороги и придал ландшафту зимний вид. Кроме того, поступили сообщения о том, что животные и птицы задыхаются от ядовитого газа, который исходил от пепла.

Местная газета «Дес Колониес» так описывала конец апреля в Сент-Пьере: «Дождь из пепла не прекращается ни на минуту. Примерно в половине десятого робко выглянуло солнце. Больше не слышно шума потока карет на улицах. Колеса погружаются в пепел. Порывы ветра сметают пепел с крыш и слуховых окон и задувают его в комнаты, окна которых неблагоразумно оставили открытыми».

И тогда население Сент-Пьера забеспокоилось. Большое число жителей покинуло город, но их место тут же заняли еще большие группы беженцев со склонов горы. Жена консула США миссис Томас Т. Прентис писала своей сестре: «Мой муж уверяет меня, что непосредственной опасности нет, а если появится хоть малейший намек, мы покинем город. В порту стоит американская шхуна «Р. Дж. Морс», и она останется еще, по крайней мере, две недели. Если вулкан начнет угрожать, мы тут же сядем на корабль и выйдем в море».

После катастрофы 8 мая спасатели найдут обуглившийся труп консула в кресле перед окном, выходящим на Мон-Пеле. В соседнем кресле находился точно так же обуглившийся труп его жены. Тела их детей так и не нашли.

Но до того дня толпы молящихся горожан заполняли местный собор. Один житель писал 4 мая своим родственникам во Францию: «Я спокойно ожидаю это событие… Если смерть ждет нас, то мы оставим этот мир многочисленной компанией. Будет это огонь или удушье? Будет то, что пожелает Господь».

Не такими спокойными оказались животные. «Дес Колониес» писала: «На пастбищах тревожно ведут себя животные — отчаянно мычат, ревут, блеют». На крупном сахарном заводе Усин-Гуэрин, расположенном в устье реки Бланш, в северной части города, невероятное нашествие муравьев и сороконожек мешало работать во всех помещениях. Лошади во дворе ржали, брыкались, вставали на дыбы, так как муравьи и сороконожки поднимались по их ногам и кусались. Конюхи окатывали лошадей ведрами воды, пытаясь смыть насекомых. Внутри помещений работники били сороконожек стеблями сахарного тростника, а на расположенной рядом вилле владельца завода горничные пытались избавиться от них с помощью утюгов и кипятка.

Тем временем в одном из кварталов Сент-Пьера выгнанные потоком горячего пепла из своих гнезд змеи заполонили улицы и дворы. Они убивали оказавшихся на их пути цыплят, свиней, лошадей, собак и людей. В тот день от укусов змей погибли 50 человек и 200 животных.

5 мая хлынувшие на гору сильные дожди вызвали потоки коричневой воды во всех долинах юго-восточного склона Мон-Пеле. В тот же день, вскоре после полудня, тот самый сахарный завод, который испытывал нашествие насекомых, был погребен под огромной грязевой лавиной с множеством громадных валунов и деревьев. Скатившись с гор, лавина поглотила завод за считанные минуты, залив кипящей грязью 150 человек и оставив на поверхности только трубы. Расправившись с заводом, лавина двинулась к морю. Там она создала огромную волну, которая перевернула два стоявших на якоре судна и затопила нижнюю часть города Сент-Пьер.

Газета «Дес Колониес» писала: «Поток людей устремился из нижней точки Муляж. Это было бегство в поисках безопасности, не зная, куда бежать. Весь город пришел в движение. Магазины и частные дома закрываются. Все готовятся к поискам укрытия на возвышенностях «.

А затем произошло одно из самых циничных событий в истории. Стремясь удержать население в Сент-Пьере на время приближавшихся выборов, назначенных на воскресенье 10 мая, французский губернатор назначил комиссию по расследованию опасности, исходящей от Мон-Пеле. «Дес Колониес» сообщила: «Профессор Ландс из Лисе сделал вывод, что вулкан Мон-Пеле представляет для жителей Сент-Пьера не большую опасность, чем Везувий для населения Неаполя… Признаем, что мы не можем понять эту панику. Где можно чувствовать себя лучше, чем в Сент-Пьере? Разве те, кто заполнил Форт-де-Франс, верят, что им будет лучше, чем здесь, если начнется землетрясение?»

Для того, чтобы придать выводам комиссии особый вес, губернатор отдал войскам приказ возвращать беженцев в пределы города. А чтобы еще больше успокоить потенциальных избирателей, губернатор и его жена приехали из Форт-де-Франс в Сент-Пьер, где через день оба встретили огненную смерть.

Консул США Томас Прентис отослал депешу, ставшую его последним посланием президенту Теодору Рузвельту. Понимая политические манипуляции губернатора, местного правительства и местной газеты, он с горечью заметил: «Отказаться от выборов было бы немыслимо. Ситуация представляет собой кошмар, где никто, кажется, не может или не хочет видеть истинное положение вещей».

Весь день 7 мая Мон-Пеле непрерывно извергался. Но жители Сент-Пьера немного приободрились от новости, что вулкан Суфриер, находящийся в 145 километрах к югу, на острове Сент-Винсент, взорвался. Ложась спать в последнюю ночь своей жизни, жители Сент-Пьера думали, что взрыв Суфриера уменьшит давление на Мон-Пеле и авось пронесет.

Рассвет 8 мая занимался ясным, день обещал быть солнечным. Столб пара из кратера Мон-Пеле поднялся выше обычного, но, кроме этого, не было ничего исключительного или странного в поведении вулкана. Около 6.30 корабль «Рорайма» с покрытыми пеплом палубами вошел в порт Сент-Пьера и стал на якорь рядом с 17 другими судами.

А в 7.50 Мон-Пеле разорвался на части. Точнее, прозвучали 4 взрыва, оглушающих, похожих на пушечные выстрелы. Они выбросили из главного кратера черную тучу, которую пронизывали вспышки молний. Но это был не самый опасный выброс. Именно боковые выбросы — те, что с того времени будут называться «пелейскими», — послали с ураганной скоростью огонь и серу по склону горы прямо к Сент-Пьеру. За 2 минуты все более чем 30000 населения Сент-Пьера, за исключением 4 человек, были превращены в пепел. Они или мгновенно сгорели, или же мгновенно задохнулись.

Все дома, все постройки Сент-Пьера взорвались или частично разрушились. С деревьев сорвало все листья и ветки, остались лишь голые стволы. Каменные и бетонные стены толщиной до метра разорвало на части, будто они были из картона. Шестидюймовые пушки на Норн д’Оранж сорвало с креплений, а статую Девы Марии, весившую не менее 3 тонн, поток отнес на 15 метров от ее основания. На причалах и складах порта взорвались тысячи бочек рома, огненная жидкость растеклась по улицам и ручьями лилась в воду около пристани.

Не удивительно, что не было оставшихся в живых. Перегретый вулканический газ, из-за своей высокой плотности и большой скорости движения стлавшийся над самой землей, проникал во все щели и уголки, никому не оставляя шансов на спасение. Даже спустя 3,5 часа после выброса — в 11.30 -горящий город настолько горячо «дышал», что корабль из Форт-де-Франса не мог подойти к берегу.

Сильный порыв ветра перевернул большинство кораблей в порту, а их команды и пассажиры погибли в кипящей воде. За день до этого, пожалуй, самый мудрый из капитанов в порту Сент-Пьер — неаполитанец по имени Марино Лебофф, командовавший итальянским барком «Орсолина», пренебрег решением портовых властей, не позволявших ему отплыть, и покинул порт. «Я ничего не знаю о Мон-Пеле, но если бы Везувий выглядел так, как выглядит сегодня утром ваш вулкан, я бы бежал из Неаполя что есть духу», — сказал он на прощание.

16 из 18 кораблей в гавани в момент взрыва перевернулись. Пароход «Рорайма» оказался в самой гуще черной тучи. Помощник эконома Томпсон вспоминал минуты перед извержением, когда команда вместе с капитаном (он позже погиб) собралась посмотреть на вид извергающегося вулкана.

Томпсон рассказывал:
«Зрелище было чудовищным и великолепным… Мы различали катившиеся и прыгающие красные языки пламени, которые в громадном количестве вырывались из горы и высокой струей били в небо. Огромные тучи черного дыма висели над вулканом. Затем пламя взметнулось прямо вверх, время от времени склоняясь на мгновение в одну или другую сторону и снова резко подпрыгивая еще выше. Слышался постоянный приглушенный грохот. Было похоже, что на вершине горы расположился самый большой в мире нефтеочистительный завод. Раздался ужасающий взрыв… Гора разлетелась на части. Не было никакого предупреждения. Склон вулкана откололся, и оттуда прямо к нам устремилась плотная стена огня. Она издавала звук, как от выстрелов тысячи пушек. Волна огня металась, как вспышка молнии. Она была похожа на огненный ураган, который катился прямо на Сент-Пьер и корабли. Город исчез у нас на глазах, а потом воздух стал удушающе жарким, и мы оказались в самой гуще. Где бы масса огня ни прикоснулась к морю, вода вскипала и появлялись огромные облака пара… До того, как взорвался вулкан, окрестности Сент-Пьера были переполнены людьми. После извержения ни одной живой души не было видно на земле…»

Старший офицер «Рораймы» Эллари Скотт описал момент, когда произошел удар: «Наступила темнота чернее ночи. «Рорайма» качалась и кренилась, потом резким толчком легла на правый борт, погрузившись защитными поручнями глубоко под воду. Мачты, дымовая труба, оснастка — все было начисто смыто и скрылось за бортом. Железная дымовая труба оторвалась, а две стальные мачты сломались на расстоянии 60 сантиметров над палубой. Одновременно в нескольких местах вспыхнули пожары, и мужчины, женщины, дети погибли через несколько секунд».

Только двое из пассажиров — маленькая девочка и ее няня — остались в живых. Позже блестящий гарвардский геолог доктор Томас Джэггер беседовал с ними. Особенно ярким был рассказ няни:

«… Стюард промчался (позже он погиб) мимо каюты, где я помогала детям одеться к завтраку, и крикнул: «Закройте дверь каюты — приближается вулкан!» Мы закрыли дверь, и в тот же момент раздался ужасный взрыв, от которого чуть не лопнули барабанные перепонки. Судно поднялось высоко в воздух, а потом, казалось, все тонет, тонет. Удар сбил нас с ног, и мы сжались в одном углу каюты.

… Взрыв, казалось, раздался в небе над нашими головами, и прежде, чем мы успели подняться, на нас повалил горячий влажный пепел; он падал кипящими хлопьями, похожими на жидкую грязь без единого кусочка камней…

Следующим ощущением было удушье, но когда дверь распахнулась, вовнутрь ворвался воздух, и мы немного пришли в себя. Когда мы увидели лица друг друга, они были покрыты черной грязью, младенец умирал. Рита, старшая девочка, страшно мучилась, а у меня болело все тело. Кучка горячей грязи скопилась около нас, и когда Рита опустила руку, чтобы подняться, она обжигающей массой поднялась до ее локтя…»

Огромная вулканическая туча накрыла район полного уничтожения. Вторая зона разрушений протянулась еще на 60 квадратных километров. Эта туча, образованная из сверхгорячего пара и газов, отяжеленная миллиардами частиц раскаленного пепла, двигавшаяся со скоростью, достаточной, чтобы нести обломки горных пород и вулканических выбросов, имела температуру 700-980 градусов по Цельсию и была в состоянии расплавить стекло.

Для того, чтобы город ожил и в него могли войти спасатели, потребовалось 4 дня. В городе спасатели увидели невыносимые картины ужаснейших разрушений. На перегонном заводе выгорели резервуары, представлявшие собой массивные баки из 6-миллиметрового железа, спаянные вместе.

Один из наблюдателей отметил: «Как будто по ним вели артиллерийскую стрельбу — они покрылись отверстиями самых разных размеров: от небольших трещин до огромных разрывов в 60, 75 и 90 сантиметров по бокам».

Спустя 2 недели прибывшие на американском спасательном судне «Дикки» увидели, по словам Анджело Хейлирина из Филадельфийского географического общества, «перекрученные железные балки, огромные массы кровельного покрытия, намотанные, как тряпки, на столбы, на которые их бросил ветер; брусья, завязанные петлей и развешанные гирляндами, как будто они были сделаны из веревок».

Они обнаружили обуглившиеся трупы людей, завтракавших за столами, которые, вследствие избирательной природы капризной тучи, убивавшей людей, были сервированы неповрежденными тарелками, приборами, стаканами.

Была найдена обуглившаяся женщина с прижатым к губам совершенно нетронутым платком. Многие тела лежали обнаженными — сильный порыв ветра сорвал с них одежду. В ювелирном магазине температура оказалась настолько высокой, что сплавила сотни часовых механизмов в один комок, а неподалеку, на кухне, стояли целые и невредимые закрытые пробками бутылки с водой. Рядом — пакеты с крахмалом, где гранулы остались нетронутыми.

Только 4 человека остались живы после катастрофы 8 мая 1902 года. Двое находились за городом.



Одна из них — девочка по имени Харвива де Ильфрайл. Она рассказала горестную историю о том, как на полпути в гору по поручению своей бабушки заглянула в «кипящее вещество», выходящее из так называемого «спирального кратера». Она побежала к гавани и прыгнула в лодку брата и, повернувшись, увидела, что ее брат бежит впереди кипящей волны пепла. «Но он слишком опаздывал, — рассказывала она. — И я услышала, как он пронзительно закричал, когда поток сначала коснулся, а потом поглотил его».

Из гавани маленькая девочка каким-то образом вывела лодку и добралась до небольшого грота, где когда-то играла с друзьями. «Но до того, как забраться туда, я оглянулась: весь склон горы, который был у города, казалось, раскрылся и кипящим потоком обрушился на людей; меня много раз обжигали камни и пепел, летавшие возле лодки, но я добралась до пещеры», — закончила она.

Другим уцелевшим жителем Сент-Пьера оказался 25-летний портовый грузчик Аугусте Кипари, который во время взрыва сидел в подземной тюрьме. Позже он рассказал свою историю Джорджу Кеннану, а затем стал главной приманкой в цирке «Барнум и Бейли». Находясь под защитой своей подземной темницы, он, тем не менее, получил обширные ожоги по всему телу. Кеннан назвал эти ожоги «почти невыносимо ужасными, чтобы их описывать».

С других частей острова Мартиника в Сент-Пьер хлынули грабители. Французские моряки с крейсера «Суше» застрелили 27 из них.

Прошли месяцы, прежде чем смогли похоронить всех жителей Сент-Пьера. За это время Мон-Пеле извергался еще раз — 20 мая — почти с такой же силой, как и 8 мая. Были разрушены оставшиеся в Сент-Пьере стены и погибли еще 2000. Почти все погибшие были спасатели, инженеры и моряки, доставившие помощь на остров.

Корабль с запасным продовольствием и учеными из США прибыл спустя несколько часов после второго извержения. Ученые остались на месяцы, и Мон-Пеле дал им последний, более милосердный спектакль. Где-то в середине сентября куполообразная масса лавы, слишком густая, чтобы растекаться, образовала в кратере Этанг-Сек нечто вроде столба или обелиска. Его диаметр был 100-150 метров, и через несколько месяцев он достиг высоты 310 метров над основанием кратера или 1585 метров над уровнем моря. Он был в два раза выше памятника Вашингтону и таким же большим, как пирамиды Гизы.

Но он был слишком неустойчивым, чтобы долго существовать. И к сентябрю 1903 года рухнул. К тому времени ученые с «Дикки» сфотографировали его, сохранив на века. А пока обелиск стоял, то казался ученому Анджело Хейлирину «природным памятником в честь 30000 погибших, которые остались лежать в безмолвном городе у его подножия » .

Фотографии которые вы увидите ниже были сделаны за 2 года до извержения вулкана. В это время на Мартинике текла мирная жизнь. На большинстве снимков запечатлены креолы и темнокожие люди. Местные жители в большинстве своем состояли из потомков переселенцев-европейцев и африканских рабов, поскольку местных жителей уничтожили еще в 17 веке.

Фото 1.

Фото 2.

Фото 3.

Фото 4.

Фото 5.

Фото 6.

Фото 7.

Фото 8.























Затрагивая тему извержения вулканов, имевших характер катастроф, в первую очередь вспоминают извержение Везувия, погубившего Помпеи, Геркуланум и Стратии (2.000 погибших). Но мало кто знает, что при извержении в 1902 году на Мартинике вулкана Мон-Пеле погиб город Сен-Пьер, и количество жертв тогда более чем в 10 раз превышало число погибших в Помпеях — 28.000 человек.

Жемчужина Карибского моря

Остров Мартиника расположен в Карибском море. Основанный в 1635 году на нем город Сен-Пьер был административным, экономическим и культурным центром острова. К началу XX века здесь были развитый порт, электрическое освещение улиц, ходили трамваи на конной тяге, открыты ботанический сад и театр на 800 мест.

Расположенный в 8 км. от города вулкан Мон-Пеле был беспокойным соседом. В 1747, 1753, 1756, 1766, 1788г. — он неоднократно напоминал горожанам о своем существовании. В 1843 году Мон-Пеле извергался 12 раз! Люди уже привыкли к «шалостям» вулкана и не воспринимали их как серьезную опасность. А зря.

Страшное пробуждение Мон-Пеле

В апреле 1902 года Мон-Пеле вновь ожил. До города доносился гул, подземные толчки становились все сильнее и сильнее. Ночью можно было наблюдать отблески пламени над горой, в воздухе летал пепел. Отдельные любопытные, посетив вершину, рассказывали, что в глубине кратера вода просто кипит.

2 мая Мон-Пеле выбросил поток раскаленной лавы, устремившейся по склону вниз. Оказавшийся на пути сахарный завод исчез в считанные секунды, от него осталась только кирпичная труба. 150 рабочих погибли. Грохот взрыва доносился до Гваделупы, Гренады и Тринидада.

Следующим утром город и окрестности оказались покрыты как снегом слоем серой пыли. Сен-Пьер накрыло столь густое облако, что ни один корабль не смог войти в его порт и пристать к берегу. Землю устилали мертвые птицы.

Трагедия 8 мая

8 мая над островом взошло яркое солнце, ветер разогнал тучи. Казалось, что все позади. В 7 утра в городском соборе начался торжественный молебен по случаю «прощения со стороны Всевышнего». А в 7:50 вулкан заговорил вновь.

Один за другим раздались три взрыва. Мон-Пеле выбросил столб дыма и пепла, закрывших солнце. Черная туча – взвесь из раскаленных до 800 градусов газов и камней со скоростью 150км/ч обрушилась на город и буквально смела его.

Корабль, вырвавшийся из ада

Через 9 часов в гавань острова Сен-Люсия вошел английский пароход «Роддам». Всегда отличавшееся красотой, и даже лоском, почерневшее судно было покрыто 20см. слоем пепла. Рангоут и такелаж были оборваны, на палубе валялись обгорелые трупы погибших членов экипажа. На руле стоял сам капитан Фриман. С обожженным лицом, без кожи на кистях рук, он предплечьями правил штурвалом. Именно Фриман первым сообщил об извержении Мон-Пеле и гибели Сен-Пьера.

Фриман был единственным капитаном, сумевшим вывести судно в момент катастрофы из порта гибнущего города. Остальные 40 судов навсегда остались на дне гавани Сен-Пьера. Впоследствии Фриман получил «Серебряную медаль Ллойда» — высшую награду для моряков британского торгового флота.

Помпеи XX века


Из-за накрывшего город облака ядовитых газов только на третий день прибывшие спасатели смогли войти в Сен-Пьер. Город был разрушен до основания. Каменные строения сметены вровень с землей. Уцелел только городской собор. Стрелки на его башенных часах остановились на 7:50. Подавляющее число жителей погибли в течение нескольких минут, отравившись газами, накрывших город плотным одеялом.

Из всего28-тысячного населения уцелели только двое. Это были сапожник, живший на самом краю города и Аугусто Сипарис – преступник, сидевший в муниципальной тюрьме. Толстые стены карцера спасли ему жизнь. Прибывшие в город спасатели на третий день докопались до подвалов местной каталажки и вытащили из каменного мешка обгорелого, но живого заключенного, которого 8 мая должны были повесить. Вновь назначенный губернатор острова помиловал приговоренного, решив не противиться воле Господа, сохранившего жизнь Аугусто.

Memento mori! (помни о смерти)

Не менее масштабным было извержение 9 июня, но в разрушенном городе уже просто некому было гибнуть. 30 июня вулкан в последний раз напомнил о себе. В этот раз ветер изменил «направление удара», вследствие чего погибли 1.500 человек на другом краю острова.

Прошли годы. На склоны Мон-Пеле вернулась жизнь. Но сегодняшний Сен-Пьер – всего лишь тень былого величия. По данным на 2009 год в городе жили 4.453 человека. Погибший 2 мая 1902 года город так и не сумел возродиться.

На побережье Карибского моря , юго-западнее горы Пеле . До 1902 года он являлся столицей острова, пока не был разрушен извержением вулкана Мон-Пеле . С тех пор административная функция была передана Фор-де-Франсу .

Первые поселенцы на Мартинике обосновались именно в Сен-Пьере: он являлся отправной точкой для покорения остальной островной территории. Долгое время город процветал за счет сахарной промышленности и работорговли, через его порт проходили корабли со всего мира. Он был центром местной экономической и культурной жизни. Уже в 1900 году Сен-Пьер единственный на Мартинике мог похвастаться развитым портом, электрическим освещением улиц, конным трамваем, торгово-промышленной палатой, ботаническим садом и театром на 800 посадочных мест.

В 1902 году извержением вулкана город был полностью разрушен, стихия за насколько минут погубила жизни 26 000 человек, уничтожила постройки и 40 кораблей в гавани. Несколько десятилетий понадобилось на то, чтобы полностью возродить это поселение.

Сегодня Сен-Пьер — это город истории и искусства, несмотря на губительные разрушения, сохранивший уникальные архитектурные ценности.

Климат и погода

В Сен-Пьере преобладает морской тропический климат со среднегодовой температурой около +26°C выше нуля. Разница температур зимой и летом практически не ощущается, но с мая по сентябрь на город нередко обрушиваются осадки в виде мощных тропических ливней. Временами они непродолжительны, однако бывают очень свирепыми, принося с собой ураганы.

Самым теплым месяцем признан август. Днем столбик термометра поднимается выше +30 °C, но благодаря близости моря и легкому бризу, жара не кажется такой изнуряющей.

Природа

Сен-Пьер расположился в бухте, по большей части окруженной горами. Основная здешняя растительность ― тропические леса, мангровые заросли, кактусы и множество цветов. Последние, кстати, дарят этим местам неповторимый букет ароматов. Фауна также разнообразна. Здесь водится много видов птиц, игуаны и мангусты. Последние были завезены на острова с целью истребления большого количество змей, которых, впрочем, и сейчас достаточно в тропических лесах.

Подводный мир особенно интересен. Обилие кораллов, морских ежей, бесчисленных красочных рыб в прибрежных водах особенно привлекает дайверов. В открытом океане встречаются несколько видов акул и дельфинов.

Недалеко от города находится печально известный вулкан Мон-Пеле. Последний раз его активность была зафиксирована в 1929−1932 годах.

Достопримечательности

Несмотря на разрушения, а во многом и благодаря им, Сен-Пьер является важным туристическим центром Мартиники . Сегодняшние руины дают отличное представление об экономическом и культурном значении города вплоть до его уничтожения в 1902 году.

Здесь открыто более десятка туристических центров, предлагающих экскурсионные программы как по самому Сен-Пьеру, так и по его окрестностям. Из городских руин самыми интересными являются развалины театра , построенного в конце XVIII века по образцу великого театра Бордо , и тюрьмы, в стенах которой во время землетрясения удалось выжить единственному заключенному. Руины Le Figuier представляют собой остатки домов, в настоящее время входящих в экспозицию музея вулканологии. Сам музей находится у подножия вулкана Мон-Пеле , до сей поры считающегося действующим.

В гавани покоятся затонувшие корабли, привлекающие аквалангистов со всего мира. Недалеко от города, в местечке Гранд-Ривьер , располагается настоящий рыбацкий рынок.

Художественный музей Поля Гогена является данью французскому художнику и вмещает репродукции его работ и биографические книги.

Питание

Дегустация местной кухни, вобравшей в себя традиции французов, креолов и островитян, порой превращается в настоящее гастрономическое приключение для гурманов. Самыми распространенными ингредиентами, несомненно, являются морепродукты, всегда свежие и восхитительные. Копченая рыба, вкуснейшие фаршированные крабы, осьминоги, моллюски, приготовленные по разным рецептам. Таким разнообразием может похвастаться далеко не каждый известный ресторан, чего не скажешь о Мартинике . Большой выбор заведений общественного питания позволяет насладиться вкусными и сытными блюдами на любой вкус и бюджет. Соблазнительное сочетание специй передается местными жителями из поколения в поколение и является неотъемлемой частью подаваемых кулинарных шедевров. В качестве гарнира для острых блюд принято подавать местные овощи и фрукты. Баклажаны, перец и ананас чаще всего можно увидеть на тарелках. Их часто сопровождают масло и хлеб, сглаживающие острое послевкусие.

Кроме морепродуктов в меню можно найти привычное мясо и блюда европейской кухни.

Перед посещением ресторана лучше забронировать место заранее. Кроме того, не стоит надеяться на высокую скорость обслуживания. Неспешный ритм островной жизни накладывает отпечаток на все сферы жизнедеятельности местного населения.

Стоимость ужина составляет в среднем около 25 € без учета спиртного и напитков, пообедать можно за 5−10 €. Если место обитания в городе дает возможность самостоятельного приготовления пищи, продуктами можно запастись на рынке или в местных супермаркетах.

Проживание

Для проживания в городе предлагаются небольшие виллы и несколько отелей. Предложений относительно немного, туристы в городе останавливаются обычно либо на пару дней, выделенных на осмотр культурных ценностей Сен-Пьера , либо сразу на несколько недель, снимая квартиру или дом на длительный срок, что чаще получается проще и дешевле.

Стоимость суточного размещения в отеле в среднем составляет около 100−120 €. В высокий сезон цены немного поднимаются. Вблизи города можно найти очаровательные уединенные пансионы, работающие по принципу «ночлег и завтрак» и уютные гостиницы, в которых вполне можно остановиться на пару недель и устроить себе настоящие райские каникулы, спокойно расположившись на прекрасном берегу Карибского моря в непосредственной близости от достопримечательностей Сен-Пьера и относительно недалеко от столичных развлечений. Впрочем, некоторые отели готовы на месте предложить насыщенную развлекательную программу. Правда, и места в таких заведениях лучше бронировать за несколько месяцев. Часть гостиниц работает по принципу «все включено».

Стоимость аренды квартиры с двумя спальнями составляет примерно 600 € в месяц, суточная аренда по цене выйдет дороже: апартаменты можно найти за 40−50 € в день.

Развлечения и отдых

Основные развлечения в Сен-Пьере связаны с морем. Дайверов главным образом привлекают затонувшие корабли и кораллы. Тем же, кому такой вид развлечения кажется слишком экстремальным, можно взять напрокат оборудование для снорклинга и поплавать с маской и ластами.

Сен-Пьер нередко становится местом пристанища белоснежных яхт, на некоторых за определенную плату можно совершить незабываемую морскую прогулку. Пешеходная экскурсия с восхождением на вершину горы Пеле дает отличную возможность увидеть живописную панораму с высоты птичьего полета. У подножия горы нельзя пропустить Музей вулканологии .

Из города отправляются экскурсии на заводы по производству рома. Этот напиток на Мартинике готовится по старинным рецептам и отличается изумительным вкусом. На производствах предоставляется возможность не только продегустировать алкоголь, но и приобрести бутылочку-другую на память.

Ночная жизнь сосредоточена в Фор-де-Франсе . Взяв напрокат автомобиль или вызвав такси, добраться до него можно менее чем за полчаса.

Покупки

Шопинг с французским шиком можно совершить в Фор-де-Франсе , посетив несколько больших торговых центров. Зато в самом Сен-Пьере можно заглянуть в многочисленные небольшие лавки, а также посетить местные рынки, на которых ремесленники предлагают самые разнообразные сувениры с островов ― от экзотических раковин до ювелирных изделий.

Время работы большинства магазинов ограничивается будними днями: с понедельника по пятницу они открыты с 9:00 до 18:00. Так что не стоит планировать поход к торговцам на выходные. В субботу открыты немногочисленные лавки, да и те до обеда. Воскресенье традиционно считается выходным днем.

Транспорт

Общественный транспорт на Мартинике не получил широкого распространения. Самым лучшим способом передвижения является арендованный автомобиль. С ним легко добраться до самых красивых и интересных мест на островах. Цены на такую услугу стартуют от 35 € в день.

Такси на острове нельзя назвать дешевым. Кроме того, в ночное время и в выходные и праздничные дни тарифы повышаются на 40 %.

Автобусы именуются «коллективным такси» и имеют обозначение «TK» (Taxi Collectifs ). Направления движения написаны на лобовом стекле или боковой двери. Автобусные остановки помечены знаком синего цвета в виде квадрата с изображением автобуса. Стоимость проезда составляет около 5 €. Самый распространенный междугородний маршрут от Сен-Пьера до Форт-де-Франса по времени занимает около 45 минут.

Связь

Мобильной связью в городе можно воспользоваться при помощи роуминга или приобретенной туристической сим-карты. Покрытие в основном хорошее, проблемы с соединением возникают редко и только в гористой местности.

Интернет-услуги не слишком развиты и обычно предоставляются в отелях, аэропорту и нескольких интернет-кафе.

Самым доступным способом связи являются международные таксофоны. Они работают по телефонным картам, которые можно приобрести в почтовых отделениях, а также киосках, реализующих прессу и табачные изделия.

Безопасность

В Сен-Пьере расположена больница, где в случае необходимости можно получить качественную медицинскую помощь. Желательно наличие страхового полиса. Перед посещением Мартиники желательно привиться против вирусов тифа, полиомиелита, шистоматоза, гепатита В, дифтерии, туберкулеза и бешенства, распространяемого мангустами. Впрочем, встреча с ними может быть вполне безопасной, если не пытаться познакомиться с животными поближе.

Вулкан Мон-Пеле , хоть и находится в «спящем» периоде, все же считается активным и до сих пор представляет потенциальную опасность для города.

Крупные преступления в Сен-Пьере редкость, но карманные кражи, особенно в основных туристических местах, имеют место, так что, прибыв на очередную экскурсию, не теряйте бдительности.

Бизнес-климат

В городе находится Торгово-промышленная палата Мартиники , представляющая интересы 17 тысяч коммерческих, промышленных и сервисных предприятий. Правительство делает все возможное для поддержки частной инициативы, однако экономический кризис 2009 года слишком сильно повлиял на местных предпринимателей, не рискующих вкладывать большие суммы в развитие собственного бизнеса.

На сегодняшний день экономика региона очень зависима от поддержки со стороны Франции , и ждать особых изменений в ближайшее время не приходится. Многие компании с переменным успехом переживают период восстановления, что, несомненно, влияет на уровень занятости населения (безработица здесь пока является проблемой).

Самой перспективной сферой для вложения инвестиций считается туризм и оказание различного рода услуг. Не отстает и пищевая промышленность.

Недвижимость

Предложения на рынке жилья в Сен-Пьере весьма разнообразны — от роскошных вилл с бассейном до скромных квартир, ― но цены довольно высоки. Отчасти это объясняется высокой стоимостью здешней земли. К примеру, участок в шесть соток стоит в среднем 75 000−80 000 €, а стоимость жилых домов начинается от 200 000 €. Небольшие квартиры могут стоить несколько дешевле. В полтора−два раза ниже стоимость и на незаконченное строительство. К примеру, коттедж с готовым первым этажом обойдется примерно в 120 000 €. Однако все же обжитые частные дома и роскошные коттеджи с зеленой придомовой территорией составляют основную массу продающейся недвижимости.

Для заключения договора купли-продажи покупателю необходимо внести 10 % от стоимости имущества для его резервирования. Вся сделка сопровождается нотариусом или агентом по недвижимости.

Чаевые в размере 10 % обычно сразу вносятся в счет, в остальных случаях поощрение персонала остается на усмотрение клиента.

Американский жест «окей» считается оскорблением для местных жителей, поэтому лучше избегать его при общении.

Когда-то расположенный на острове Мартиника город Сен-Пьер был экономическим центром Антильских островов. Путешественники называли его маленьким Парижем . В Сен-Пьере жило 30 тысяч человек, здесь работал завод по производству рома, а гавань города давала приют кораблям из множества стран.

В 1902 году всему этому пришел конец. За несколько минут город был полностью уничтожен , а из 30 тысяч его жителей выжило лишь несколько человек. Со временем Сен-Пьер отстроили заново, но вернуть себе былую славу родина жены Наполеона уже не смогла.

Маленький Париж пал жертвой извержения вулкана Мон-Пеле. Последний раз огнедышащая гора пробуждалась в 1851 году, усыпав пеплом северную часть острова. Но с тех пор вулкан словно бы заснул снова. Жители Сен-Пьера даже представить себе не могли, чем грозит им извержение Мон-Пеле!

Катастрофа произошла 8 мая 1902 года. С утра внезапный взрыв снес вершину вулкана, выпустив наружу поток раскаленных газов, пепла и камней. Чудовищная туча за несколько минут преодолела расстояние от жерла Мон-Пеле до расположенного в каких-то восьми километрах города Сен-Пьер.

Впоследствии вулканологи окрестили подобный тип извержения «пелейским». Для него характерно образование пирокластического потока, чудовищной волны из камней, газа и пепла.

Рухнув на город, продукт извержения вулкана за полторы минуты испепелил там всё живое. Струя раскаленного воздуха убивала практически мгновенно!

Когда через два дня к развалинам Сен-Пьера подошли люди, они застали чудовищную картину. Судя по всему, жители, оказавшиеся в момент извержения на улице, погибли, не успев даже осознать происходящего.

Тем, кто был внутри домов, повезло меньше, но умерли они тоже очень быстро. Из жителей города уцелело меньше сотни человек!

Большинство выживших вскоре скончалось от страшных ожогов. Самыми известными из спасшихся людей стали сапожник Леон Компер-Леандр и, неожиданно для всех, пьяница Огюст Сипарис.

Первый уцелел, поскольку его дом стоял на отшибе, и поток задел строение лишь краем. А вот хулиган в момент катастрофы сидел в карцере, каменном мешке с толстыми стенами.

Подвалы тюрьмы засыпало раскаленным камнем, но убежище Огюста дало ему шанс уцелеть. Получивший ожоги преступник провел три дня в своей камере под завалами, пока прибывшая помощь не откопала мужчину.

Остаток своих дней Сипарис провел, работая в знаменитом цирке Барнума. Там он демонстрировал публике свои шрамы и рассказывал о том, что пережил. У Барнума Огюста называли «человеком, пережившим Судный День».

Катастрофа на Мартинике позволила ученым узнать очень много о вулканах и принципах их извержения. Сегодня в возрожденном Сен-Пьере действует музей вулканологии.

А парижский Институт физики Земли содержит на острове, который до сих пор является частью Франции, станцию наблюдения. Сеть сейсмометров на Мартинике гарантирует: пробуждение вулкана больше не станет для местных жителей неожиданностью!