» »

Почему люди хлопают при посадке. Почему не надо аплодировать после посадки самолёта? Отвечает пилот самолёта

10.02.2024

Обычай аплодировать пилоту при мягкой посадке придумали не россияне, а темпераментные итальянцы. Именно они стали родоначальниками традиции выказывать восторг при встрече с землей. В нашей стране никогда не существовало подобной манеры благодарности штату пилотов, даже во времена СССР. Переняли ее как раз-таки недавно, когда стали массово летать за границу. Поэтому миф о том, что русские выдумали подобный метод реакции на безопасную посадку, стоит развеять.

Почему люди хлопают при посадке?

Психологи Университета Ланкастера исследовали данный феномен и пришли к выводу: многие люди испытывают панику на борту. Кто-то даже страдает аэрофобией, но узнает о ней уже в воздухе. В момент, когда шасси соприкасаются с землей, наступает долгожданное облегчение. Однако посадку еще нельзя считать завершенной. Немало было случаев, когда у самолетов возникали технические неполадки именно в момент приземления. Причем не только в нашей стране, но и за границей. Пилоты же в этот момент наиболее напряжены, поскольку совершают серьезный маневр. Потому овации звучат раньше времени.

Некоторые ученые считают, что аплодисменты часто звучат и в знак солидарности. Когда один человек начинает хлопать в ладоши, другие подхватывают эйфорию, поддерживая таким образом своего соседа. Многие думают и вовсе, что так принято, потому не хотят выбиваться из толпы, демонстрируя свое "бескультурие".

Что об этом обычае думают пилоты

Пассажиры могут считать, что пилотам воздушного судна приятно услышать в свою честь взрыв аплодисментов. Однако это не так. Им все равно. Безусловно, каждый рулевой ощущает колоссальную ответственность за жизни людей, которые находятся на борту самолета. Но у них есть свои собственные правила и обычаи. Оказывается, пилоты - люди суеверные. Облегченно выдохнуть они могут не тогда, когда приземлились, а когда самолет полностью остановился, и пассажиры спускаются по трапу. У некоторых пилотов брали интервью, задавая вопрос об аплодисментах. Все как один отвечали - им все равно, что думает об их работе пассажир 20B.

Возможно, для кого-то это станет откровением, но летчики даже не слышат реакции пассажиров. Они находятся за бронированными дверьми и сидят за штурвалом в наушниках. Потому о взрыве аплодисментов могут узнать только от бортпроводников. По сути, пассажиры хлопают сами себе и благодарят друг друга. Что ж, нет ничего такого в том, чтобы выразить благодарность своему соседу за то, что причинил минимум неудобств, а также составил приятную компанию во время длительного перелета, например.

Кто чаще всего выражает благодарность овациями?

По данным опросов, проведенных среди летчиков и чартерных, и внутренних рейсов, благодарность в виде оваций склонны выражать люди, летящие на отдых. Если же в салоне находятся солидные бизнесмены, которые направляются на важные встречи или переговоры, они не склонны выражать свое восхищение подобным образом. Вероятно, понимают, что штат просто-напросто выполняет свою работу. Пусть даже весьма профессионально.

Как по-другому можно отблагодарить экипаж?

Даже если бы пилоты могли слышать овации, они бы не обрадовались им. Согласитесь, мало какому профессионалу понравится, когда кто-то сомневается в его компетенции. Именно такое мнение высказывают все летчики в мире. Они рекомендуют пассажирам воздержаться от аплодисментов, а в качестве альтернативы оставить отзыв о работе экипажа в целом. Благодарность можно выразить на сайте компании. Однако все чаще приходится встречать как раз обратную ситуацию - пассажиры редко оставляют письменные благодарности. Все чаще находят недостатки в работе экипажа и не забывают выразить негодование в письменной форме.

А как вы считаете?

Почему пассажиры хлопают пилотам после приземления самолёта и когда зародилась эта традиция. За ответом мы обратились к пилоту с большим стажем и к психологу, который работает с аэрофобами. Ответ на этот вопрос оказался довольно неожиданным:

Олег Смирнов, пилот с 40-летним стажем:

На самом деле всё не так, как вы думаете. Привычка хлопать после посадки свойственна не только туристам из СНГ, наоборот, эта традиция пришла к нам с Запада. В массовом порядке хлопать нам стали только после 90-х, когда люди начали выезжать за рубеж и увидели, как там это делают.

И в советское время пассажиры иногда хлопали, но только когда посадка проходила в каких-то сложных погодных условиях или когда полёт был связан с какими-то трудностями. Тогда - да, бывало.

Открою секрет: пилоты не слышат, что вы хлопаете в салоне, они отделены от вас бронированной дверью, но бортпроводники всегда докладывают: посадка прошла хорошо, пассажиры довольны и аплодировали. Нам, конечно, это приятно, как любому человеку, который хорошо выполнил свою работу и которого оценили по достоинству.

Татьяна Волкова, психолог, работающий с аэрофобами:

Единой версии о том, откуда появилась традиция хлопать в ладоши после посадки, не существует. Самой правдоподобной можно считать следующую: особенно популярной эта традиция стала в 90-е, когда информация об авиакатастрофах и прочих происшествиях в воздухе перестала быть государственной тайной и вышла в массы. Само собой, народ впечатлялся и… радовался.

Хлопать после посадки - это почти то же самое, что сказать «спасибо, было очень вкусно» после ужина в ресторане. Пилоты, равно как и повара, этого не услышат и узнать о реакции благодарных пассажиров могут только от бортпроводников. Соответственно, хлопая, мы делаем это не столько для них, сколько для себя.

Можно заметить, что сразу после посадки раздаётся не шквал аплодисментов. Всегда есть два-три солиста, которые начинают первыми, а к ним уже присоединяются другие пассажиры. Рискну предположить, что эти солисты в той или иной мере боятся летать и их напряжение достигает пика при посадке. Люди в стрессе, им нужно срочно выпустить эмоции. Сделать что-то эксцентричное, например закричать, пуститься в пляс и тому подобное, вроде не комильфо. А поблагодарить пилотов и экипаж - самое оно. В пользу этого объяснения говорит и то наблюдение, что хлопают чаще всего на чартерных рейсах. Ведь чартерами пользуются по большей части те, кто летает раз-два в год в отпуск и, соответственно, особенно сильно нервничает с непривычки.

Существует распространенный стереотип, что аплодисменты при посадке – традиция исключительно «советская». На самом деле это не так, корни этого феномена нужно искать в Европе.

Русские в массовом порядке хлопать стали только после 90-х, когда люди начали выезжать за рубеж и увидели, как там это делают.

И в советское время пассажиры иногда хлопали, но только когда посадка проходила в каких-то сложных погодных условиях или когда полёт был связан с какими-то трудностями.

Итальянцы до сих пор частенько встречают овациями мягкую посадку. Правда, большинство европейцев уже этим «переболели», аплодируют только после посадки в сложных условиях.

Самое интересное, что пилоты не слышат, как люди хлопают в салоне, они отделены бронированной дверью, но бортпроводники всегда докладывают: посадка прошла хорошо, пассажиры довольны и аплодировали.

Те, кто летал, знают, что сразу после посадки раздаётся не шквал аплодисментов. Всегда есть два-три человека, которые начинают первыми, а к ним уже присоединяются другие пассажиры. Вероятнее всего это происходит из-за эмоционального перенапряжения связанного с боязнью перелета. Люди в стрессе, им нужно срочно выпустить эмоции. Сделать что-то эксцентричное, например, закричать, пуститься в пляс и тому подобное, вроде не комильфо. А поблагодарить пилотов и экипаж - самое оно.

В пользу этого объяснения говорит и то наблюдение, что хлопают чаще всего на чартерных рейсах. Ведь чартерами пользуются по большей части те, кто летает раз-два в год в отпуск и, соответственно, особенно сильно нервничает с непривычки.

Этого никто не знает, но есть несколько мнений на этот счёт.

Прежде всего, тут играют роль животные инстинкты – радость от того, что закончились переживания. Существует миф, что это чисто русская привычка, хотя далеко не так. Аплодируют при посадке разные нации. Кто-то чаще, кто-то реже.

Во времена СССР аплодисменты в самолёте не были так распространены. Многие лётчики связывают эту привычку с теми временами, когда «советские» люди стали больше путешествовать за границу и переняли моду оттуда. Возможно, начиная с периода гласности стали больше освещать авиакатастрофы, что прибавило фобий.

Страх перед полётами не имеет рациональной и статистической основы . Каждому известно, что самолёты – самый безопасный вид транспорта. Но побороть животный ужас, вызванный некомпетентностью и непониманием, многим невозможно, что хорошо отражено в этом забавном ролике:

Самим пилотам, как правило, всё равно, аплодируют пассажиры или нет. За своей бронированной дверью и шумом двигателей и оборудования они практически не слышат эмоций, происходящих в салоне. В лучшем случае, увидят на мониторе или доложит старший бортпроводник. Стюардессы тоже давно привыкли к различным причудам «паксов» , как они обидно нас называют.

Я склоняюсь к тому, что аплодисменты – следствие пережитых страхов . Кажется, чем старее борт, тем больше овации. Чартерные рейсы в этом плане вне конкуренции. Бывают неприятные моменты в полёте, когда внешне стараешься оставаться спокойным, но сидишь и молишься про себя, чтобы всё закончилось благополучно.

Однажды, когда в парке Аэрофлота было много старых ТУ-154, мы летели в Минеральные воды. При выруливании на взлёт под нами сломалось два самолёта. Хорошо, что на земле. Когда нам выдали третий по счёту борт, трезвыми на борту были разве что грудной младенец в первом ряду и, надеюсь, экипаж. Разумеется, посадка в Минводах завершилась бурными овациями.

Употребление спиртных напитков на рейсах тоже способствовало проявлению бурных эмоций в конце. Отчасти из-за этого запрета в последнее время мало аплодируют . А может и потому, что наши граждане стали чаще летать и спокойнее воспринимать это таинство.

Турбулентность – серьёзное испытание для путешественников и экипажа. Сами лётчики сидят пристёгнутыми весь полёт, когда летят пассажирами, потому что понимают эту опасность, как никто другой. Ещё я заметил, что особо сильная турбулентность присуща полётам над Юго-Восточной Азией или над морями, где сильно перемешиваются различные воздушные слои. Однажды я пошёл в туалет в середине рейса Пекин – Гонконг, когда начался небесный беспредел. Меня так бросало по стенкам гальюна, что сразу вспомнился сериал «Lost» и Доминик Монаган , который по сценарию оказался в схожей ситуации.

Страхи пассажиров зачастую никак не связаны с безопасностью полёта. Они могут бояться там, где для этого нет никакого повода и, в то же время, ничего не почувствовать, когда пилот в напряжении сажает самолёт в сложном аэропорту или избегает опасной ситуации. Забавно, когда начинают хлопать ещё до того, как самолёт включил реверс и полностью затормозил – ведь не все опасности миновали.

Побороть страх перед полётом лично мне помогает документальный сериал National Geographic «Расследование авиакатастроф ». Люблю смотреть его даже накануне вылета. Он хорошо отражает, насколько надёжно построены самолёты , и как непросто привести их к катастрофе.

А вы боитесь летать? Аплодируете ли при посадке? Может, есть своё мнение на счёт причин явления? Делитесь, любопытно.

По просьбе читателя The Village решил выяснить, почему российские пассажиры хлопают пилотам после приземления самолёта и когда зародилась эта традиция. За ответом мы обратились к пилоту с большим стажем и к психологу, который работает с аэрофобами. Ответ оказался довольно неожиданным.

Почему русские пассажиры
хлопают при посадке?

Олег Смирнов

пилот с 40-летним стажем

На самом деле всё не так, как вы думаете. Привычка хлопать после посадки свойственна не только русским, наоборот, эта традиция пришла к нам с Запада. В массовом порядке хлопать нам стали только после 90-х, когда люди начали выезжать за рубеж и увидели, как там это делают.

И в советское время пассажиры иногда хлопали, но только когда посадка проходила в каких-то сложных погодных условиях или когда полёт был связан с какими-то трудностями. Тогда - да, бывало.

Открою секрет: пилоты не слышат, что вы хлопаете в салоне, они отделены от вас бронированной дверью, но бортпроводники всегда докладывают: посадка прошла хорошо, пассажиры довольны и аплодировали. Нам, конечно, это приятно, как любому человеку, который хорошо выполнил свою работу и которого оценили по достоинству.

татьяна волкова

психолог, работающий
с аэрофобами

Единой версии о том, откуда появилась традиция хлопать в ладоши после посадки, не существует. Самой правдоподобной можно считать следующую: особенно популярной эта традиция стала в 90-е, когда информация об авиакатастрофах и прочих происшествиях в воздухе перестала быть государственной тайной и вышла в массы. Само собой, народ впечатлялся и… радовался.

Хлопать после посадки - это почти то же самое, что сказать «спасибо, было очень вкусно» после ужина в ресторане. Пилоты, равно как и повара, этого не услышат и узнать о реакции благодарных пассажиров могут только от бортпроводников. Соответственно, хлопая, мы делаем это не столько для них, сколько для себя.

Можно заметить, что сразу после посадки раздаётся не шквал аплодисментов. Всегда есть два-три солиста, которые начинают первыми, а к ним уже присоединяются другие пассажиры. Рискну предположить, что эти солисты в той или иной мере боятся летать и их напряжение достигает пика при посадке. Люди в стрессе, им нужно срочно выпустить эмоции. Сделать что-то эксцентричное, например закричать, пуститься в пляс и тому подобное, вроде не комильфо. А поблагодарить пилотов и экипаж - самое оно. В пользу этого объяснения говорит и то наблюдение, что хлопают чаще всего на чартерных рейсах. Ведь чартерами пользуются по большей части те, кто летает раз-два в год в отпуск и, соответственно, особенно сильно нервничает с непривычки.