» »

Почему поезд столыпин. Вагон для перевозки заключенных (17 фото)

15.09.2023

16. Путешествие в столыпинском вагоне.

Я попал в двух местное отделение, куда нас было помещено 6 человек.

Конечно, в двух местном купе шести человекам разместиться было не так легко, да еще с кое каким своим багажем (здесь и далее - орфография, и пунктуация автора) и на продолжительную поездку.

Но все же мы разместились, по два человека на каждую полку, лежали в сутычь или валетом. При таком распределение площади у нас оказалась еще свободная площадь, род нижней лавкой и на полу.,на полу стояла параша.

В таком положение мы ехали

до г. Кирова.

22 июля наш поезд выехал со станции Сокольники, в 10 - 11 часов нас довезли до ст Перова, под Москвой. Здесь поезд остановился, мы первоначально не поняли в чем дело!

Наш конвой из вагонов ушел и мы остались взаперти, без всякой охраны.

На улице темная июльская ночь, слышаться орудийные и оружейные выстрелы, смотрим в окно и видим в верху разрываются снаряды.

Оказывается в это время на Москву был первый немецко-фашистский налет и по ним стреляли наши зенитки.

Фашистские самолеты были отогнаны. В вагон пришел канвой и поезд двинулся дальше.

Следующая наша остановка была ст. Киров.

На ст. Киров наш поезд пришел в середине дня; к нашим вагонам стал (стр. 123 и 124 - чистые.) подходить народ и рассматривать кого и куда везут?

И вот из толпы выделилась одна женщина лет 40 и стала громко кричать в наш адрес: Вот везут фашистов! Их надо уничтожать!

В таком духе она кричала довольно продолжительное время, вероятно желая своим криком привлечь здесь стоявших людей, но к нашему счастью она своему призыву не нашла последователей.

Во время крика на платформе стояли милиционеры и слышали произносимые женщиной погромные призывы, но ни кто из них не запретил ей произносить эти погромные призывы.

В Кирове к нам в двух местное купе подсадили 3х уркачей, теперь нас стало 9 человек, если шести человекам трудно было здесь разместиться, то

девяти человекам казалось бы не возможно, но у нас еще было три свободных места: это два на полу и одно место под нижней лавочкой и они там разместились… не вольно вспомнилась русская пословица «В тесноте да не в обиде»…

Погода стояла жаркая, в купе от большого количества народа была не стерпимая душнь, да еще здесь круглые сутки стояла «параша», куда ходили за большим и за маленьким. В уборную выпускали лишь два раза в день: утром и вечером.

Так что представьте себя, что у нас был в купе за воздух?

В вот в таком положении мы ехали 15 суток, и дыша этим воздухом; не было возможности ни спать, ни сидеть и стоять.

Питались в сухомятку, давали хлеб, рыбу (треску). Воду давали в довольно в ограниченном количестве.

Одним из наиболее интересных экспонатов мне показался вагон для перевозки заключенных. В своей жизни этапирование по железной дороги я наблюдал не раз, но вот в таком вагоне бывать не приходилось. Хорошо, что в столице Западной Сибири у свободного человека есть возможность заглянуть одним глазком в тюремный мир.

1. Снаружи такой вагон чем-то похож на багажный. У него тоже мало окон, и они с решётками.



2.

3. Одна половина вагона внутри мало чем отличается от обычного купе.

4. Здесь ехал конвой.

5. Под столиком - сейф для «личных дел» и прочих документов.

6. Оборудование проводника.



7. Обычный вагонный самовар.

8. Печь, на которой готовилась еда для конвоя. Заключенным давался сухой паёк и кипяток.

9. Вторая половина вагона предназначена для заключенных. Здесь я решил процитировать «Бутырка-блог». Слова блогера, который сидел в тюрьме и много раз ездил в таких вагонах, я выделил курсивом.

Сейчас осужденных перевозят в столыпинских вагонах по режимам содержания - в разных купе. Так как я в вагоне был единственным с режимом «колония-поселение», то и ехал я в купе один. «Столыпин» - это обычный купейный вагон, переделанный под перевозку заключенных. В нем 9 купе, отделенных от коридора металлической решеткой. Дверь в купе, также решетчатая, закрывается на новенький замок снаружи. Оконный проем в купе наглухо заделан металлическими панелями. Так что свет проникает в купе только из коридора через небольшие матовые окна.


Из девяти купе 6 больших - то есть обычных, с тремя спальными полками вдоль каждой стены, и еще одной полкой, раскладывающейся между вторым уровнем, - она образует для сидящих на первом уровне потолок. И еще три купе - тройники, то есть усеченные вполовину обычные купе с тремя полками. Есть еще одно купе, которое, в отличие от наших, отделено от коридора не решеткой, а такими же металлическими панелями, что и окно в купе. Таким образом, в этом одном купе всегда царит мрак. Это купе используют исключительно для перевозки осужденных к пожизненному сроку лишения свободы.

На стенах купе наклеены две бумажки: одна называется «Запрещается», вторая - «Обязанности при конвоировании». Последний документ, на мой взгляд, необходимо было бы назвать «Права и обязанности», но прав конвоируемым никто не разъясняет - одни обязанности. В этом документе, кстати, есть один любопытный пункт: «Вывод в туалет осужденных и лиц, содержащихся под стражей, осуществляется по одному. При движении по коридору руки держать за спиной».

Вывод в туалет, естественно, осуществляется только во время движения поезда, а вагон отнюдь не класса люкс, так что пошатывает его прилично. Если следовать данному правилу беспрекословно, то можно далеко не всех конвоируемых довести до нужного им места здоровыми. Поэтому, конечно, все зависит от конвоя: как правило, жестко исполнять эту норму не требуют. Вопрос: зачем тогда она нужна?

...Я открыл выданный мне сухой паек. В его содержимом за год с небольшим произошли существенные изменения в лучшую сторону. Во-первых, каши, которые в него стали класть, реально можно есть. Во-вторых, печенье тоже стало съедобным, в предыдущий пайках о него запросто можно было сломать зубы. В-третьих, стали класть нормальный чай.

Что бы еще туда можно было бы положить - так это влажных салфеток. Дело в том, что ни в одном «Столыпине» из тех, на которых я ехал, - а повидал я их немало, - в туалете не было воды в раковине. Соответственно, руки помыть невозможно. А в вагоне иногда приходится проводить двое-трое суток. Получается полная антисанитария.

Тут либо вода должна появиться в умывальнике, либо влажные салфетки в сухом пайке. Причем второе предпочтительнее, так как это с гарантией, что достанется всем. А пока всем, кто едет или собирается ехать этапом, совет: возьмите с собой влажные салфетки.

За последнее время депутаты Госдумы наплодили столько карательных законов и драконовских поправок в Уголовный кодекс, что пора уже начинать ликбез граждан в отношении тюремно-лагерной жизни под единой рубрикой «Теперь это должен знать каждый». И как мы недавно убедились, что и сама депутатская неприкосновенность тоже не вечна. А там, глядишь, СИЗО и суд, этап и зона. Теперь это у нас легко.

И в качестве первого урока на тему «Теперь это должен знать каждый», мы поговорим о, так называемых, этапных столыпинских вагонах. Конечно, только в общеобразовательных и познавательных целях, а никак ни иначе.

Итак, «столыпинский вагон» - это стандартный вагонзак для перевозки спецконтингента или, говоря проще, осужденных. В первую очередь он используется для доставки зеков этапом из СИЗО в исправительные колонии.


Сам «столыпин» представляет из себя почти обычный купейный вагон, только вместо дверей там решетки, а окна есть только со стороны коридора, где ходит конвойный. Другая стена глухая. Три спальных яруса, а между «шконками» второго уровня опускается перегородка, оставляя небольшой «лючок» и тем самым создавая еще одно спальное место. В итоге, по официальным подсчетам, в купе «столыпина» имеется семь спальных мест, но это количество соблюдается лишь на бумаге. Мне доводилось «путешествовать» в купешке набитой 12 зеками, да еще и у каждого баул с вещами и продуктами. Ведь срока ехали мотать немалые. Как уместились? Просто. Двое спят на самых верхних полках, плюс на втором ярусе три человека, и внизу семь человек сидят на двух полках. Потом меняются - сон по очереди. Разумеется, никаких матрасов – голые полки.

Кстати, если прибывший из СИЗО автозак не может подъехать прямо к вагону, то конвой принимает «в поле» и ведет пешочком до перрона. Процесс приемки прост. Начальник конвоя предупреждает: «Я начальник конвоя. Довожу до сведения правила. При выкрике фамилии отвечаете «Я», по команде выпрыгиваете с вещами и сразу приседаете на корточки. Вещи впереди себя, руки на затылок. Смотреть только вниз! Называете свое имя-отчество, год рождения, статью. При передвижении смотреть только под ноги! В случае попытки к бегству конвой стреляет без предупреждения!». И пошли легкими перебежками до «столыпина», овчарки с двух сторон надрываются от лая, автоматчики торопят «Быстрее. Быстрее». У вагона снова все садятся на корточки, баул впереди себя, руки за голову, глаза вниз. И начинается приемка. По одному взлетаем в «столыпин» под крики «первый пошел» - «первого принял», «второй пошел» - «второго принял» и так далее.

Сначала весь этап набивают в два первых купе. И когда «столыпин» цепляют к пассажирскому составу и поезд трогается, начинается шмон и рассадка. По одному переводят в соседнее купе, где все вещи раскладываются на шконке и внимательно изучаются конвойными, а после осужденный переводится в купе в соответствии с «режимом отбывания наказания». То есть особый режим («полосатики») едут отдельно от строгого («строгачей»), а общий режим также отделяется от приговоренных к колонии-поселению («поселенцев»). Женщины, разумеется, путешествуют в своем отдельном купе, как и больные туберкулезом («тубики»).

Редкое видео. Любительская съемка пустого «столыпина»

В пути не кормят, дают только кипяток. Обычно, в СИЗО перед этапом выдают сухой паек на несколько суток – галеты, растворимые каши и супы. Но еду и питье во время всего пути надо свести до минимума, так как в туалет выводят крайне редко и неохотно.

Теперь по времени. «Столыпин» всю дорогу перецепляют от поезда к поезду, по многу часов держат в «отстойниках». И действительно, не показывать же вагон с решетками добропорядочным гражданам, едущим на отдых или в командировки. Поэтому привычное в нашем понимании время передвижения состава из одного города и другой никакого отношения к этапированию в «столыпине» не имеет. Так из Москвы в Питер наш вагонзак ехал двое суток, а из Питера до Мурманска мы ползли больше трех дней.

И еще одно своеобразное дополнение к наказанию - это неизвестность на протяжении всего этапа. Большинство осужденных не знают, куда их везут до момента прибытия в колонию. Из окон напротив практически ничего не видно, а конвойные молчат, как партизаны. Вот и приходится прислушиваться к дальним радиообъявлениям, пытаясь понять названия городов и потом уже вычислить примерное направление. Иногда бывает, что на второй день пути конвойный на очередную просьбу «Начальник, ты хоть направление скажи», сжалившись, тихо бросит «На Мурманск идете».

Процесс посадки в «столыпинский вагон». Запись сделана скрытой камерой с очень большого расстояния.


Раньше этап в «столыпине» сопровождался еще и избиениями осужденных, разбрасыванием вещей при шмоне, ударами прикладов во время посадки-высадки. Особенно лютовал, так называемый, «вологодский конвой», о котором ходили легенды по всем тюрьмам и зонам. Но сейчас, когда в каждом «столыпине» стоят видеокамеры, конвой достаточно спокоен, насколько это возможно в «тюрьме на колесах». Мне довелось ехать из Мурманска в Вологду в сопровождении «вологодского конвоя» - молчаливые, угрюмые и здоровые мужики. Смотрят мрачными взглядами, чеканят слова, но не бьют. До определенного момента, разумеется.

PS. Девушек из «Pussy Riot» Толоконникову и Алехину доставили в мордовскую и пензенскую колонии, так называемым, спецэтапом, то есть, тем же «столыпиным», но без «отстойников» и пересылок (промежуточных тюрем, где осужденных держат по нескольку дней в ожидании дальнейшего этапирования). Так сказать, без транзитов и задержек. Напрямую.

Такие ВИП-этапы существуют для известных персонажей, но «столыпин» присутствует всегда. Без него никак.


Оригинал:

Одним из наиболее интересных экспонатов новосибирского Музея железнодорожной техники им. Н. А. Акулинина мне показался вагон для перевозки заключенных.

В своей жизни этапирование по железной дороги я наблюдал не раз, но вот в таком вагоне бывать не приходилось. Хорошо, что в столице Западной Сибири у свободного человека есть возможность заглянуть одним глазком в тюремный мир.

Снаружи такой вагон чем-то похож на багажный. У него тоже мало окон, и они с решётками.

Одна половина вагона внутри мало чем отличается от обычного купе.

Здесь ехал конвой.

Под столиком сейф для «личных дел» и прочих документов.

Оборудование проводника.

Обычный вагонный самовар.

Печь, на которой готовилась еда для конвоя. Заключенным давался сухой паёк и кипяток.

Вторая половина вагона предназначена для заключенных.
Здесь я решил процитировать «Бутырка-блог». Слова блогера, который сидел в тюрьме и много раз ездил в таких вагонах, я выделил курсивом.
Сейчас осужденных перевозят в столыпинских вагонах по режимам содержания – в разных купе. Так как я в вагоне был единственным с режимом «колония-поселение», то и ехал я в купе один.
«Столыпин» – это обычный купейный вагон, переделанный под перевозку заключенных. В нем 9 купе, отделенных от коридора металлической решеткой. Дверь в купе, также решетчатая, закрывается на новенький замок снаружи. Оконный проем в купе наглухо заделан металлическими панелями. Так что свет проникает в купе только из коридора через небольшие матовые окна.

Из девяти купе 6 больших – то есть обычных, с тремя спальными полками вдоль каждой стены, и еще одной полкой, раскладывающейся между вторым уровнем, – она образует для сидящих на первом уровне потолок. И еще три купе – тройники, то есть усеченные вполовину обычные купе с тремя полками. Есть еще одно купе, которое, в отличие от наших, отделено от коридора не решеткой, а такими же металлическими панелями, что и окно в купе. Таким образом, в этом одном купе всегда царит мрак. Это купе используют исключительно для перевозки осужденных к пожизненному сроку лишения свободы.

На стенах купе наклеены две бумажки: одна называется «Запрещается», вторая – «Обязанности при конвоировании». Последний документ, на мой взгляд, необходимо было бы назвать «Права и обязанности», но прав конвоируемым никто не разъясняет – одни обязанности. В этом документе, кстати, есть один любопытный пункт: «Вывод в туалет осужденных и лиц, содержащихся под стражей, осуществляется по одному. При движении по коридору руки держать за спиной».

Вывод в туалет, естественно, осуществляется только во время движения поезда, а вагон отнюдь не класса люкс, так что пошатывает его прилично. Если следовать данному правилу беспрекословно, то можно далеко не всех конвоируемых довести до нужного им места здоровыми. Поэтому, конечно, все зависит от конвоя: как правило, жестко исполнять эту норму не требуют. Вопрос: зачем тогда она нужна?

Я открыл выданный мне сухой паек. В его содержимом за год с небольшим произошли существенные изменения в лучшую сторону. Во-первых, каши, которые в него стали класть, реально можно есть. Во-вторых, печенье тоже стало съедобным, в предыдущий пайках о него запросто можно было сломать зубы. В-третьих, стали класть нормальный чай.

Что бы еще туда можно было бы положить – так это влажных салфеток. Дело в том, что ни в одном «Столыпине» из тех, на которых я ехал, – а повидал я их немало, – в туалете не было воды в раковине. Соответственно, руки помыть невозможно. А в вагоне иногда приходится проводить двое-трое суток. Получается полная антисанитария.

Тут либо вода должна появиться в умывальнике, либо влажные салфетки в сухом пайке. Причем второе предпочтительнее, так как это с гарантией, что достанется всем. А пока всем, кто едет или собирается ехать этапом, совет: возьмите с собой влажные салфетки.

Столыпин принял ряд мер, поощрявших переселение крестьян из европейской части страны в незаселенные регионы Сибири и Дальнего Востока. Массовое переселение, задуманное правительством, было частью проводимой Столыпиным аграрной реформы. Около трех миллионов крестьян снялись с насиженных мест и отправились на восток, чтобы получить в пользование землю.

Для перевозки многочисленных переселенцев, следовавших в Сибирь и на Дальний Восток, в 1908 году были приспособлены самые обычные товарные вагоны. Поскольку инициатором массового переселения был П.А. Столыпин, эти усовершенствованные вагоны стали называть «столыпинскими». Массовое производство вагонов «столыпинского» типа пришлось на 1910 год.

Такой , конечно, не предоставлял возможности комфортного путешествия, но мог вместить в себя переселенцев с их нехитрым имуществом. В задней части товарных вагонов были оборудованы специальные отсеки, где мог перевозиться скот и инвентарь. Удобств было мало, однако крестьяне, которые были привычны к жизни в суровых условиях, не считали переезд в «столыпинском вагоне» чем-то ужасным. Тем более, что проезд к новому месту жительства был бесплатным.

Когда волна переселенцев стала угасать, «столыпинские вагоны» стали широко использовать для перевозки арестантов – подследственных и заключенных.

Дальнейшая история «столыпинского вагона»

После установления власти Советов название «столыпинский вагон» стало нарицательным. В вагонах подобной конструкции в массовом порядке перевозили репрессированных лиц. Особенности таких вагонов и все «прелести» перевозки заключенных в красках описал Александр Солженицын в одном из своих романов «Архипелаг ГУЛАГ».

«Столыпинский вагон» в его более позднем исполнении по размерам напоминал обычный вагон. Только внутри он был разделен на отсеки-камеры специальными перегородками, одна часть которых была закрыта решетками.

Камеры располагались с одной стороны вагона, другую часть занимал коридор, где время от времени прохаживался конвой, следя за поведением заключенных.

Современные «вагонзаки» – вагоны для перевозки заключенных – внешне почти не отличаются от почтового или багажного вагонов. Отличие лишь в том, что внутренняя конструкция помещений приспособлена для специфических целей. Устройство транспортного средства, предназначенного для перевозки арестантов, обеспечивает минимальный