» »

Сан-Джиминьяно: заповедник Средневековья или туристическая ловушка? Сан Джиминьяно: город «ста башен». Италия Что поесть в Сан Джиминьяно

29.02.2024

Чудесная страна, оставляющая неизгладимый след в душе всех, кто ее когда-либо посетил, известна своим колоритом и самобытностью. Очаровательная Италия, которая гарантирует каждому увлекательные приключения, не жалуется на недостаток внимания иностранных туристов.

Небольшой городок, охраняемый ЮНЕСКО, круглый год принимает путешественников, приходящих в восторг при виде уникальных архитектурных памятников и живописной природы.

Немного истории

Настоящая сокровищница, хранящая множество удивительных достопримечательностей, располагается в известном регионе Тоскана. Сан-Джиминьяно (Италия), который отдыхающие сравнивают с миниатюрным Манхэттеном во времена Средневековья, высится на холме, поднявшемся более чем на 300 метров над долиной реки Эльзы.

Из маленькой деревушки, основанной этрусками до нашей эры, главное украшение Тосканы превратилось в экономически развитый город, получивший независимость в XII веке. С этого момента начинается длительный период процветания благодаря торговле вином и пряностями. Вокруг населенного пункта вырастают крепостные стены протяженностью более двух тысяч метров. Чтобы усилить их защитные функции, начинается строительство башен.

Именно в этот период в населенном пункте правят две влиятельные семьи, ставшие конкурентами. Они соревновались между собой, выясняя, у кого больше власти и денег, застраивая территорию мощными башнями, которые всегда были выше, чем у противников. С каждым годом Сан-Джиминьяно в Италии обрастал новыми сооружениями. И только указ местного совета города запретил возведение "небоскребов", превосходящих по высоте здание главного дворца.

В середине XIV века в San Gimignano приходит страшная беда, и половина жителей умирает от чумы. Ослабленный ужасной потерей, он подпадает под влияние Флоренции и вынужден подчиниться ее правлению. Никакого развития не происходит вплоть до XIX столетия, когда город, сохранивший средневековый облик, приобретает статус туристического центра Италии.

Климат и погода

Для этой местности характерен субтропический климат с жарким летом и прохладной зимой, бесснежной, но сопровождающейся осадками. Погода в Сан-Джиминьяно (Италия) идеально подходит для знакомства с ним.

Сухое лето понравится туристам, мечтающим исходить вдоль и поперек миниатюрный городок. Иногда жара достигает 40 °С, но из-за низкой влажности она переносится очень легко. Однако лучшим периодом для посещения жемчужины Тосканы является весна.

Атмосфера старины

Старинный населенный пункт, признанный гордостью Тосканы, и по сей день сохраняет привлекательность прошлой эпохи. Окруженный высокими стенами с пятью воротами, он словно создан для путешествий. Неслучайно каждый год принимает около двух миллионов человек, желающих прикоснуться к древней истории, славный Сан-Джиминьяно - город ста башен (Италия), ставших его визитной карточкой.

"Небоскребы Средневековья", являющиеся главным его достоянием, словно магниты притягивают туристов, погружающихся в атмосферу старины. Это слава и гордость маленького San Gimignano, жители которого помнят о своей истории. Устремленные в небо башни, придающие неповторимое очарование, господствуют над окружающим пейзажем и определяют внешний облик процветающего туристического центра.

Из построенных 72 сооружений только 14 неплохо сохранились и дошли до потомков, но высота их была уменьшена почти в два раза.

Исторический центр

Сан-Джиминьяно (Италия), достопримечательности которого сохранили дух минувших времен, представляет собой небольшой город, и поэтому с любопытными памятниками, расположенными рядом, можно познакомиться за несколько часов. Чтобы получше узнать тосканскую жемчужину, стоит посетить исторический центр, переносящий в настоящее Средневековье. Передвигаться по нему можно только пешком.

Романтическая площадь делла Цистерна - одна из старейших в городе. Много веков назад здесь находился резервуар, снабжавший водой весь город. И сейчас в самом ее центре можно увидеть глубокий колодец, давший название площади. Piazza della Cisterna, окруженная башнями, верхушки которых были срезаны, плавно перетекает в Piazza del Duomo, славящуюся городским собором.

Что посмотреть на Соборной площади?

Коллегиальная церковь была построена в XI веке. После нескольких реконструкций площадь здания значительно увеличилась. Кафедральный собор - главный памятник романской архитектуры. Его роскошный интерьер изумляет даже многое повидавших туристов. Разноцветные фрески, на которых изображены сцены на религиозные темы, деревянные статуи выполнены известными итальянскими мастерами. В церкви находится одно из сокровищ эпохи Возрождения - часовня Святой Фины, стены которой расписывал флорентийский художник Доменико Гирландайо. Под ее алтарем покоится девушка, умершая в возрасте 15 лет.

Соборная площадь славится еще одним интереснейшим сооружением - трехъярусным Palazzo Comunale. Народный дворец был построен в конце XIII века, после чего его неоднократно расширяли. Сейчас в нем находится городской музей, экспонаты которого познакомят с флорентийским искусством

Церковь Святого Августина

На севере города Сан-Джиминьяно (Италия) располагается кирпичная церковь Sant" Agostino, появившаяся в конце XIII века. Построенная в смешанном стиле, она привлекает взоры строгим, почти аскетичным фасадом и готическими окнами. Внутреннее убранство религиозного памятника поражает своим богатством: старинные фрески со сценами из жизни матери Христа, многочисленные алтарные картины представляют собой культурную ценность.

Музей пыток

Любители острых ощущений обязательно посещают где можно увидеть самые ужасные изобретения инквизиции. Это не очень приятное место, атмосфера которого соответствует названию. Впечатлительным и слабонервным людям, а также детям лучше обойти его стороной.

Здесь собраны со всей Европы более ста устройств Средневековья, на которых жители, заподозренные в колдовстве, подвергались страшным пыткам. Орудия, созданные для причинения боли, вызывают сочувствие к их несчастным жертвам.

Верначча

Местность вокруг чудесного городка, известного своей архитектурой, покрыта виноградниками, и на территории Сан-Джиминьяно (Тоскана, Италия) производят знаменитое белое вино - Vernaccia. Верначчу, которая упоминается еще в "Божественной комедии" Данте, можно продегустировать в уникальном музее. Коллекция игристых напитков выставлена в крепости, расположенной на холме, и посетители наслаждаются не только изумительным вкусом, но и чудесными видами, которые открываются со смотровой площадки.



,
, и
, и

Когда в марте 2006 года мы вернулись из Эмильи-Романьи, муж просматривал какие-то статьи об Италии, и вдруг наткнулся на поразительную фотографию – город, из центра которого растут башни. На первый взгляд городок от этого был похож на кладбище, на второй – на Нью-Йорк, а точнее – Манхеттен. «Вот это да! - воскликнула я, - надо обязательно его посетить!» Могла ли я предполагать, что всего лишь через каких-то 4 месяца мы снова поехали в Италию, дабы исполнить данное когда-то обещание – вернуться в Тоскану снова…

…живописные тосканские холмы. Пусто. Присутствие людей практически незаметно. На одном из холмов стоит невысокая глиняная чаша. В ней две дырки в стене (типа вход и выход). В центре чаши понатыкана куча каменных спичек. И у одной из дырок в стене (ворот города) постоянно происходит бурная деятельность: постоянная нескончаемая толпа народа, регулярно пополняемая подъезжающими автобусами и машинами, чуть в стороне полностью забитая автостоянка, на дороге перед воротами время от времени даже возникают пробки. Приблизительно так и выглядит город снаружи.

Внутри все в камне. По каменным аутентичным улицам ходят толпы туристов, говорящих на всех языках. И за всем этим безобразием наблюдают аборигены, сидящие на стульях прямо на улице. Каждое здание в городке если не магазин или едальня, то пансион. Но если уйти на параллельные центральной улочки, то там тишина и покой. Все улицы городка можно обойти за 1-2 часа. Выходишь из чаши, 2 минуты на транспорте, и опять тишина и холмы...

История

Сан-Джиминьяно находится на высоте 334 м над уровнем моря, на месте древнего этрусского поселения, датированного II-III вв. до н.э., но город появился здесь в X веке. Назван он в честь канонизированного епископа города Модены, который, согласно легенде, в VI веке остановил на этом самом месте орды Аттилы и сохранил поселение и жизнь многих людей.

Позволю себе небольшое лирическое отступление насчет великого переселения народов. Помнится мне, после школьной программы по истории древнего мира остался осадок, что вандалы – это дикие необразованные племена с востока, разрушившие в просвещенной Европе все, что можно было разрушить, в т.ч. и сокрушившие великий Рим. На самом деле, как показывают последние исследования, племена вандалов (название которых сейчас являются в некотором роде именами нарицательными, обозначающими дикость и бездумное разрушение) были ничуть не менее развиты, чем многие государства Европы. Есть даже мнение, что провинция Андалусия в Испании названа так именно по слову «вандалы», которые там когда-то обитали. Переправившись через море и захватив Карфаген, они в некоторой степени угрожали спокойствию Рима, т.к. Карфаген был основным поставщиком зерна для Римской империи, спокойствие которой зиждилось на слогане «Хлеба и зрелищ». В самом Карфагене они построили цивилизацию довольно высокого уровня. И только когда в результате государственного переворота жизни невесты правителя Карфагена – дочери бывшего римского императора – угрожала опасность, войско карфагенян вихрем ворвалось в Вечный город. Почему долгое время считалось, что они дикие захватчики? Да потому, что были они арианами, это особое ответвление христианства, считаемое Ватиканом жуткой ересью, и Ватикан сделал все возможное, чтобы выставить события тех лет в наиболее выгодном для себя изложении. В некотором роде, ему это удалось. Показательно, что исследователи, изложившие не так давно эту версию событий, были англичанами, которые априори нелояльны Ватикану. Попробовали бы поляки, итальянцы или французы выдвинуть такую версию!

Но вернемся к Сан-Джиминьяно. В 1199 г. город стал свободной коммуной, и получил независимость от епископа Вольтерры. Именно с этого времени город стал интенсивно развиваться. Вне всякого сомнения, самыми первыми путешественниками в Европе были пилигримы, проходящие немыслимые для современных горожан расстояния пешком. От города к городу двигались они, каждый к своей цели. Те, кто шел с севера Италии в Рим, частенько останавливались в деревеньке Сан-Джиминьяно, где их ожидали постоялые дворы, трактиры и прочие радости туриста. Турбизнес во все времена приносил неплохой доход, и зажиточные горожане предпочитали не хранить свое золото в кубышке, а вкладывали деньги в недвижимость – церкви, монастыри, дворцы и башни. В XII-XIII веке в городе построили 72 башни, от которых сейчас сохранилось только 15 (я знаю, что во многих путеводителях пишут 13, но все-таки больше доверия городским источникам, к тому же, я собственноручно башни проинвентаризировала – точно, 15).

Расцвет города длился недолго – до XIV века. С одной стороны, к этому времени изменился маршрут паломников, с другой – в городе началась настоящая гражданская война между двумя фракциями – последователями знатных семей Ардингелли (сторонников гиббелинов) и Сальвуччи (поддерживавших гвельфов). Кризис довершила чума, начавшаяся в 1348 году, и через 5 лет город принес вассальную клятву Флоренции. Сейчас Сан-Джиминьяно внесен в список мирового культурного наследия под охраной ЮНЕСКО.

Башни

«В полном мраке как мгновенное видение средних веков, возник перед нами город башен, блеснул романтическим видением и исчез. Он предстал перед нами, как черный силуэт, вычерченный тушью на светлом небе, озаренном молнией при страшном грохоте грома, подхваченного эхом ущелий. И, словно в ответ на этот удар, с другой стороны сверкнула молния. На этот раз Сан-Джиминьяно весь озарился фосфорическим блеском на фоне черного призрачного неба. Так все время возникал и исчезал он перед нами, поглощаемый мраком, пока мы не подошли к его воротам». Павел Муратов «Образы Италии»

Как я сказала выше, из 72 башен, символизировавших могущество и богатство проживавших здесь знатных семейств, сохранилось лишь 15. Именно башни как магнит притягивают сюда туристов, жаждущих аутентичности. Это образец того, как выглядела Флоренция в XII- XIII веке, когда бились насмерть кипевшие лютой ненавистью гвельфы и гиббелины, пока Козимо Медичи не приказал снести все башни Флоренции, что, впрочем, местами было выполнено несколько халтурно, но мы сейчас ведем речь о Сан-Джиминьяно.

Интересно, что первично - враждующие семьи создали башни как архитектурный жанр, или проживание вот в таких вот башнях ожесточало характер, и дело доходило до войны? Прям как в Шреке - и какие-такие комплексы у человека, который живет в такой башне? Если верно первое, то отчего же во всем мире не было понастроено таких вот башен? Чем совершеннее оружие, тем беззащитнее человек? Каково было жить в таких башнях? Если же верно второе, то все же правильно, что башни снесли А еще, по ходу дела, в средневековой Италии были серьезные проблемы с наукой – слишком уж много в Италии падающих башен.

«Башни составляют гордость и славу Сан-Джиминьяно. Они делают его историческим чудом, сбывшимся сном о гвельфах и гибеллинах, о Данте, о благочестивых сьенских фресканти. В XIV веке их строила крошечная городская республика, строили местные знатные фамилии. Они до сих пор хранят старые имена, еще и теперь одну из них называют башней Сальвуччи, и другую – по имени непримиримых врагов этой фамилии, башней Ардингелли. В таких же башнях были когда-то Флоренция и Сиена. Там время и новые потребности жизни их уничтожили. Их сохранил только этот маленький городок, обойденный благами и соблазнами культуры. Он охранял эти бесполезные и странные сооружения, точно лучшее свое достояние». П. Муратов «Образы Италии»

Круглосуточный туристический аттракцион! Все магазины, рестораны-все работает допоздна, и поток людей несет вас сначала к пьяцца Цистерна, где вы видите первые башни, затем – к площади Дуомо. Нет слов – это величественно и прекрасно!

Главное развлечение живущих здесь дедушек и бабушек (ибо молодежи здесь делать нечего) - наблюдать за восхищенными туристами. Для этого в стратегических местах скопления туристов ставятся мягкие стульчики с подушками (например, в лоджии на пьяцца Дуомо) Для них это двойное представление – они смотрят, как мы смотрим на башни. Особенно хороши пожилые доны – в идеально выглаженных брюках, в белых и голубых рубашках, пахнущие хорошим парфюмом, иногда с тросточками, они вальяжно созерцают…

Чувство нереальности происходящего захватило бы полностью, если бы не туристы, которых тут тучи. Правда, если сбежать на боковую улочку, будут только мотоциклы, горшки герани, да белье на веревках.

От городских ворот Porta San Giovanni до Piazza della Cisterna

Сан-Джиминьяно окружает неприступная городская стена с пятью воротами, основной вход в город, которого мы не избежали - Porta San Giovanni. Перед ними с наружной стороны – большой сквер-площадь и памятник погибшим в войнах. Ворота весьма живописны: башенка, галерейка-караулка, пристроенная сверху, а сама стена поросла травой и сейчас используется как жилье (судя по торчащим антеннам и посуде на подоконниках).

По via San Giovanni мы движемся на стройную башню, которая указывает нам путь, справа будет бывшая церковь Святого Франциска, основанная когда-то рыцарями, возвращавшимися из Крестового похода. Дома вокруг образуют узкие улицы, по которым врагу, если бы он прорвался в город, пришлось бы долго и упорно пробиваться к сердцу крепости.

Улица выводит нас к площади делла Цистерна (Piazza della Cisterna) . Такое странное название связано с тем, что в XIII веке здесь находится городской резервуар для воды. Большая часть домов, окружающих площадь – это бывшие башни, только обрезанные сверху. Иногда попадаются по 2-3 бывшие башни, которые вполне мирно уживаются, будучи коротенькими, тесно касаясь стенами, но как они выглядели, когда были высокими – вот вопрос!

Если обогнуть строительное ограждение в центре площади и пройти вправо, там будет романская церковь Святого Лоренцо на мосту (San Lorenzo in Ponte) 1240 года постройки. Чуть в стороне от башен и суеты города-аттракциона – дом Святой Фины, покровительницы города, где она прожила с 1238 по 1253 год.

А еще в Сан-Джиминьяно есть Музей пыток (Museo della Tortura), на via del Castello 1/3, в котором собран подлинный пыточный инструментарий разных времен, начиная с XIII века. Мы не любители, поэтому не пошли.

Piazza del Duomo

Небольшой подъем – и мы на пьяцца дель Дуомо. Доминантой площади является Колледжата (Collegiata, он же Duomo, он же церковь Santa Maria Assunta) – романский собор XII века (освящен в 1148 году), построен по проекту архитектора Джулиано да Майано. Фасад очень скромный, зато внутри целая россыпь шедевров.

Сиена и Флоренция не мирились в политике, и даже в искусстве они были соперницами. Ярче всего это проявилось в искусстве Сан-Джиминьяно: в том же соборе особнячком показывают работы мастеров сиенской школы, особо - мастеров флорентийской. Представителями первой являются, прежде всего, работы Бартоло ди Фреди (Bartolo di Fredi) и боттеги Деи Мемми (Bottega dei Memmi) - росписи XIV века на тему Ветхого и Нового Завета. Сцену Страшного суда изобразил Таддео ди Бартоло (Taddeo di Bartolo).

Завершает компанию сиенцев в соборе Якопо делла Кверча (Iacopo della Quercia), здесь мы видим деревянные скульптуры его работы. К флорентийской школе в соборе относятся Святой Себастьян Беноццо Гоццоли (Benozzo Gozzoli), скульптуры Бенедетто и Джулиано да Майано (Benedetto, Giuliano da Maiano). Жемчужиной собора является капелла Святой Фины, патронессы города, расписанная Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio) и Беноццо Гоццоли (Benozzo Gozzoli).

«Заходили мы и в собор, расписанный фресками жизнерадостного Беноццо Гоццоли. Своими фресками он воздал хвалу житию святой Фины. Эта праведница была разбита параличом. Всю жизнь свою она провела прикованной к одру. Но душа ее была полна тихой радости, и страждущие приходили к ней за утешением. Это итальянская Лукерия - живые мощи. Предание сохранило память о ее любви к фиалкам. Когда старый сторож провожал нас, он сказал: «Io sono felice di essere il custode di Benozzo Gozzoli». П. Муратов «Образы Италии"

За Дуомо прячется Музей религиозного искусства: оклады, алтари, фрагменты кладки разрушенных в округе церквей и монастырей, росписи…

Слева от Дуомо - Палаццо Коммунале, или Новый дворец подесты XIII века (в нем расположено турбюро). Фасад украшен старинными гербами. Здесь в 1299 г. в Зале Совета города Данте Алигьери, бывший тогда одним из депутатов городского совета Флоренции, обратился к местным жителям, призывая оказать поддержку партии гвельфов. За что и поплатился несколькими годами позже – его изгнали из родного города. А с другой стороны, если бы не изгнали – появилась бы на свет «Божественная комедия» - кто знает? Теперь этот зал носит имя Зал Данте, в нем хранится фреска «Маеста» работы Липпо Мемми (Lippo Memmi) начала XIV в. Здесь же расположилась Pinacoteca Civica, где можно увидеть работы Беноццо Гоццоли (Benozzo Gozzoli), Филиппино Липпи (Filippino Lippi), Пинтуриккьо (Pinturicchio), Таддео ди Бартоло (Taddeo di Bartolo),

и прочих, не менее громких имен тосканских фресканти. Кроме Зала Данте и музея, во дворце можно подняться на высоченную башню Torre Grossa высотой 54 м, построенную в 1311 году.

С другой стороны площади взгляд привлекает Палаццо-Веккьо дель Подеста (Palazzo Vecchio del Podesta) XII века, над которым высится башня Torre Rognosa (ее еще называют Часовой башней) высотой 51 м. В конце XVIII века здесь открыли театр.

Группка башен в центре площади в строительных лесах, но это их не портит. Тени башен протягиваются далеко, похожие на пальцы гигантской протянутой руки.«На всю эту каменную растительность смотришь снизу вверх. Улицы узки, площади тесны. Средневековые башни размещены так, что с наблюдателя падает кепка, напоминая о необходимости смирения». Петр Вайль «Гений места»

Неподалеку от пьяцца Дуомо есть еще одно любопытное строение - Propositura, или крепость Прунелло, XII век, такая крепость в крепости. По пути к церкви Sant"Agostino мы осмотрели также церковь Святого Бартоло (S.Bartolo), XII века и церковь Сан - Пьетро ин Форлиано (S. Pietro in Forliano), XII - XIII века, обе в романском стиле.

Поблуждав по узким улочкам, мы решили, что нельзя уехать из города, так и не попробовав местного вина, и после недолгих поисков ближайшей энотеки, мы вышли из нее с двумя бутылками прекрасного вина.

Покупка вина

Вино в Италии можно и нужно покупать в энотеках (специальных частных магазинчиках) и в супермаркетах (там сорта подешевле и выбор поменьше). Сравнивать вино в энотеках и супермаркетах бессмысленно – разве только то, что в винных магазинах стоит на входе в больших плетеных корзинах, где недорогие сорта, может попасться в супермаркете. В энотеках же – весьма достойные сорта и года. Вот так, все вместе:) Думаю, что советовать что-то неуместно, сортов очень много, вкусы очень разные.

Как говорит andre, «отвлекусь на вопрос выбора вина в сельской местности – спросите у местных жителей, что они пьют, или же посмотрите, что они покупают, если вы, конечно, уверены, что покупают они не для кулинарных целей. Потому что никакая цена в 30-40-50 евро и никакая этикетка с надписью Крю, равно как и медали не застрахают вас от покупки плохого вина. А времени на дегустацию 2500 сортов местных вин обычно не хватает. Местные же жители имели на выяснение их сравнительных достоинств гораздо больше времени, чем вы...» Если хотите сделать верный выбор, пристаньте к продавцу (частенько он же хозяин заведения), обрисуйте свои параметры выбора (цена, примерно сорт, с чем будете пить, вкусовые пожелания), и он обязательно посоветует вам достойную бутылку.

Есть мнение, что вино (например, то же Кьянти), нужно покупать не в регионе его производства, а в другом. Вроде как на месте производства оно будет дороже из-за туристического ажиотажа – местные жители успешно адаптировались к туристическому интересу к их продукции. В этой поездке мы пили все же Кьянти (каюсь, не удержались). Опять же есть мнение, что из кьянти не стоит покупать вино в плетеных корзинках, которое и у нас продается – оно неважного качества. Самое приятное вино мы покупали в одной из энотек в Сан-Джиминьяно – кьянти местного производства.

Кстати, вина Сан-Джиминьяно в целом похожи. Отличаются бархатистостью, насыщенностью вкуса. Чем выше цена, тем глубже, ярче, разнообразнее вкус. Обратите внимание на надписи на этикетке D.O.C. и D.O.C.G. – это местные знаки гарантии качества на государственном уровне. Хотя и обычные сорта, наверное тоже очень достойные. Замечу, что мы ниже уровня D.O.C. вина все же не пили:)

Sant"Agostino

Расположенный между Флоренцией и Сиеной, Сан-Джиминьяно принужден был участовать в историческом поединке этих двух городов, но все же тяготел к Флоренции. Сиена была слишком близка и потому слишком опасна. Несмотря на это, все церкви и общественные здания города в XIV веке были расписаны сиенскими мастерами, живопись художников из Сиены можно видеть в небольшом музее, расположенном в зале Палаццо Коммунале, главное же – в двух замечательных церквях, Сант Агостино и Колледжата. В XV веке Сан-Джиминьяно окончательно попал под власть Флоренции, и тогда здесь стали работать флорентийцы Полайоло, Гирландайо, Гоццоли.

В северной части города высится среди идиллических домиков церковь Сант-Агостино. Когда мы притопали сюда, в церкви шла служба, поэтому мы тихо крались вдоль стен, стараясь не привлекать внимания ни женщины-священника, ни прихожанок – благообразных старушек с настояшими кружевными веерами. Фрески похожи на волшебные цветные картинки. Здесь Гоццоли, пожалуй, достигает своих вершин – то, что сделано им здесь, оставляет фрески в Пизе далеко позади. С этим может сравниться только поезд волхвов в капелле Медичи во Флоренции, во дворце Медичи-Рикарди.

Все еще под впечатлением от сказочных фресок мы осмотрели конвент Святой Чиары (S. Chiara), церковь и конвент Сан-Джироламо (S. Girolamo), церковь Святого Джакопо ин Темпио (S. Iacopo al Tempio), все XII-XIII века,

и вышли к еще одним городским воротам – S. Iacopo, они заметно проще, чем те, через которые мы вошли – примерно так черный вход отличается от парадного.

В восточной части города стоит посмотреть на средневековые фонтаны в ломбардском, готическом и романском стиле, созданные в XII- XIV веке, а если вы не посмотрели дом Святой Фины от площади делла Цистерне, то логично сделать это сейчас. Напомню, что здесь неподалеку друг от друга стоят романская церковь Святого Лоренцо на мосту (San Lorenzo in Ponte) и дом Святой Фины, покровительницы города, где она прожила с 1238 по 1253 год. Дальше через пьяцца Дуомо, еще раз сфотографировав башни со всех сторон, можно проследовать в западную часть города.

На западе расположена бывшая крепость XIV века, по которой радостно бегают ребятишки, а взрослые пытаются сосредоточиться на созерцании панорамы долины и яростно позируют «на фоне». Башни отсюда смотрятся не менее впечатляюще, чем с улиц города! В крепости расположился музей вина, где вам поведают историю виноделия и проведут дегустацию (правда, у нас на это времени уже не хватило). Еще одну интересную прогулку протяженностью чуть более 2 км можно совершить по городским стенам и бастионам, созерцая отсюда рощицы специально привезенных сюда и декоративно высаженных заповедных деревьев – они охраняются почти так же трепетно, как и городские башни.

На высокую башню в крепости на наших глазах группа испанцев втащила испанский флаг, громко распевая песни. Соберетесь туда – возьмите с собой флаг СССР – разговоров местному населению будет на полгода. Будут говорить: «Это было до того, как на Рокка водрузили советский флаг/флаг неизвестной страны».

Отсюда взор уносится над неизмеримыми пространствами к каким-то неизвестным горам и сумеречным вечерним долинам. Там далеко – Поджибонси и Чертальдо, там – Сиена, откуда мы приехали. Где-то здесь молодая флорентийка с загадочной улыбкой позировала для Леонардо да Винчи, в этих местах Никколо Макиавелли писал «Государя», и здесь же родился главный сатирик Средневековья Джованни Боккаччо…

Обратно я иду, всматриваясь в лица тех, кто идет навстречу – им еще только предстоит все это увидеть и от этого мне немножко завидно…

Вернувшись в Поджибонси, мы поняли, что наш билет, прокомпостированный в Сиене в 15.21, заканчивается в 21.21 (прокомпостированный билет на поезд, купленный в Италии, действует в течение 6 часов, при этом вы можете делать неограниченное количество посадок), а во Флоренцию мы прибудем только через полчаса. Можно было, конечно, понадеяться на извечный русский авось, и попытаться проехать зайцем, но это не наш метод. На пути следования к 21 часу оказалась большая узловая станция Эмполи (интересный, кстати, город, и в следующий приезд в Тоскану мы его обязательно исследуем), и мы вышли из поезда, дабы приобрести билет на участок Эмполи-Флоренция. Кассы к тому моменту уже были закрыты (судя по расписанию, они работают до 20 часов), и в здании вокзала одиноко стояли только два автомата по продаже билетов – оба исключительно на итальянском.

Как только я подумала, что придется покупать билет у кондуктора, переплатив 8 евро за каждый билет, к нам подошел плотный загорелый мужчина средних лет, с ног до головы в черном (этакий представитель семьи Сопрано) и предложил свою помощь, причем он ни слова не знал по-английски, мы очень плохо говорили по-итальянски, но билеты мы в итоге купили! Тут на перрон подошел поезд до Флоренции, и мы, рассыпавшись в благодарностях синьору, и радостно топоча, впрыгнули в готовый отправляться поезд, даже кондуктор растерянно отскочил в сторону от нашей стремительности:)

Между двумя большими итальянскими городами Флоренция и Сиена расположился уютный городок Сан-Джиминьяно (территориально и административно относится к городу Тоскана и его округу), сведения о котором стали появляться еще в период античности. Первое поселение, возникшее тут, было основано племенами этрусков.

Название Сан-Джимияно появилось благодаря стараниям епископа Модены, который стал расстраивать небольшой поселок, постепенно превращая его в неприступный оборонительный форт. В течение 12-13 гг. появились основные строения, жилые кварталы, планировки улиц, площади, башни. Большинство построек прекрасно сохранились до этих пор.

Уникальная средневековая архитектура гармонирует с природой, создающей вокруг города потрясающие живописные пейзажи.

Архитектурный облик города во многом определили колоритные башни, основная часть которых была построена в 12-13 вв. Общее их количество превышало 70 штук, из которых до наших дней сохранились только 14.

Гости Сан-Джиминьяно, в первую очередь, отправляются смотреть эти величественные сооружения, которые видно с разных точек города. Количество гостей города в несколько раз превышает число местных жителей, которых в городе всего 7100 человек . В 1990 г. Сан-Джиминьяно был взят под охрану ЮНЕСКО, благодаря наличию башен, отлично сохранившихся жилых комплексов и городской планировки эпохи средневековья.

Строения высятся над городом, напоминая о былом величии города, который в средние века славился виноделием и ткачеством. Из-за башен Сан-Джиминьяно называют иногда городом Башен, формирующих линию горизонта. В прекрасном состоянии до наших дней сохранилось 14 построек, из-за чего башни называют чертовой дюжиной. Самыми известными из них являются Торре Киджи, Торре Петтини, Торре Куньянези и т.д. Средняя высота башен равна 70 м. В конце 15 в. был принят закон, согласно которому высота строений не должна превышать башни, построенной возле Палаццо Коммунале.

Башни строили представители богатых семейств, которые хотели оставить свой след в истории города. В результате чего, Сан-Джиминьяно выглядел величественно, аристократично, придавая уникальности городу.

Башни выполняли и другую функцию – утилитарную . С окон на стены строений свешивали ткани, производством которых славился в средние века город. Длинные полотна лучше было вывешивать в вертикальном расположении, чем занимать пространство городских площадей.

Весь город – это музей старины, но в самом центре Сан-Джиминьяно сосредоточено огромное количество зданий, построенных людьми в 11-13 в., некоторые гораздо раньше. Старый центр отгорожен от остальной части улиц и кварталов города руинами крепостных стен, за которыми расположены винотеки, магазины, достопримечательности, жилые строения, рестораны, кафе. Памятники представлены храмами, палаццо, галереями, башнями и площадями, выстроенных в романском и готическом стилях.

Здания – светские и культовые – строились из особого серого камня, который назывался травертин. Из него делали фундамент и большую часть стен, а сверху украшали кирпичной кладкой.

Городские улицы

Старая часть, как и весь город опутаны сетью узких, крайне извилистых улочек, которые соединяют между собой городские кварталы, дома, хозяйственные постройки, палаццо.

Появление узких улиц в средневековых городах, подобных Сан-Джиминьяно, не было феноменом. Но в этом населенном пункте проходы межу домами и зданиями узкие настолько, что по ним ходить вдвоем невозможно. Такая планировка была вызвана тем, что в местности дули сильные ветра, которые вызывают пожары. Кроме того, необходимо было остановить продвижение врагов в случае захвата города.

Руины крепости и ворот

Крепость в Сан-Джиминьяно появилась немного позже, чем основные строения. Сооружение было возведено в середине 14 в., благодаря стараниям флорентийцев. По своей форме и функциональному предназначению это был военный бастион, названный Сан-Франческо.

Форт должна была защищать Дорогу франков, а также окрестности Флоренции. Крепость была сложена из травестина, как и большая часть строений в городе. К сожалению, постоянные военные действия в окрестностях Тосканы и Флоренции отрицательно сказались на состоянии крепости. Сейчас ее руины заросли густо травой и деревьями, в результате чего остатки Сан-Франческо смотрятся очень живописно над городом.

Оригинальное название – Торре дель Дьяволо или Башня Дьявола. Входит в состав дворцового комплекса палаццо Кортези и центральной площади города Чистерны. Расположена башня на северном крае площади. Попасть в строение можно было через портал, который имел высоту в два яруса. В средние века этот портал был одновременно и проходом на Золотую улицу ремесленников.

На самой вершине башни находятся отверстия, сохранившиеся от деревянных балок. Наличие последних было необходимо для строительства галерей, по которым населения перемещались из одной комнаты в другую. И выходить на улицу совсем было необязательно. Одно из окон башни – узкое и длинное, что говорит об оборонительной функции Чертовой башни. В подножья есть колодец, который вплотную примыкал к сооружению.

Местоположение: Piazza Della Cisterna — 6.

Называется Пьяцца делла Чистерна, которая появилась в Сан-Джиминьяно раньше других пьяцца. Имеет довольно оригинальную треугольную форму, что отличает ее от площадей, которые строились в средние века.

По периметру делла Чистерна окружена зданиями – домами, хозпостройками, палаццо, который имеет яркие черты романского и готического стилей. В центре площади расположен колодец, который в эпоху средневековья был центральным местом, откуда жители получали воду для питья.

Северная часть пьяцца делла Чистерна плавно переходит в пьяццу Дуомо. Ее украшением и жемчужиной города является Коллегиальная церковь. Ранее храм носил статус кафедрального, но из-за небольшого количества жителей собор свое положение потерял.

На площади есть несколько уникальных средневековых построек – палаццо Комунале, Пополо, церковь Сант-Агостино, часовня Фина. Стены указанных зданий украшены уникальными фресками 13-15 вв.

Или Городской музей, который находится в залах двух Палаццо – Фикарелли и Гамуччи. В помещениях выставлена уникальная экспозиция, представляющая реконструкцию города периода средневековья.

Городской музей состоит из десяти галерей-выставок. В соседнем палаццо, который некогда принадлежал семье Пропозитура, был открыт музей религии и религиозного искусства. Приобщиться к истории города, его античному прошлому, можно во время посещения Археологического музея.

Об этом учреждении стоит упомянуть отдельно. Найти музей пыток и истязаний очень легко. У самых крепостных стен стоит палач. Никто не знает манекен это или человек, одетый в наряд средневекового палаца. В нескольких залах музея можно осмотреть орудия пыток этрусков и римлян, средневековых истязаний флорентийцев и тосканцев. Гид обязательно обращает внимание на сооружения, которыми были убиты многие знаменитые люди того времени.

Местоположение: Via San Giovanni — 123.

Очень интересная и колоритная достопримечательность города. Фестиваль проводится в Сан-Джиминьяно каждый год, начиная с эпохи средневековья.

Суть праздника состоит в том, чтобы местные жители переодеваются в традиционные наряды, а потом шумной толпой несутся по улочкам города. Так ежегодно отмечается время собранного урожая, а также начало турнира конных рыцарей и старинного турнира – сражение на палках.

Последние выходные июля каждый год в Сан-Джиминьяно проходит оригинальное действие, которое называется Фестиваль искусств. Точно дату начала проведения мероприятия историкам установить не удалось, но случилось это либо в 1920, либо в 1924 году. В течение двух дней проводятся концерты, спектакли, выступают звезды итальянской оперы, показываются фильмы. Фестиваль проводится на руинах бастиона Сан-Франческо.

Иногда строение называют Подеста или Народный дворец, который с 13 в. выполняет функции городской ратуши. Здесь проходили все заседания муниципалитета города. Рядом с палаццо находится коллегиальная церковь Санта Мария Ассунта.

Оба здания располагаются на центральной площади города. Палаццо, как и церковь, признаны самыми старыми строениями в городе, вокруг которых развивалась остальная часть Сан-Джиминьяно.

Дворец украшен уникальными фресками мастеров художественных школ Тосканы, Сиены, Флоренции. Сейчас в палаццо находятся музей и художественная галерея.

Это католическая коллегиальная церковь Сан-Джиминьяно. Иногда храм называют Колледжата ди Санта Мария Ассуанта. Строительство, скорей всего, началось в середине 11 в. Освящение в честь святого Геминиана состоялось в ноябре 1148 г.

Внутреннюю роспись стен храма выполняли такие мастера средневекового зодчества, как Л. Мемми, Б. ди Фреди и другие. Малая базилика, как и остальные здания в старой части города, взяты под охрану ЮНЕСКО. Значение храма возросло в 12 веке, превратив в кафедральный собор. Связано это было с тем, что через город проходила знаменитая Дорога франков – путь паломников в Рим.

Это паломнический путь, который вел в Рим через Сан-Джиминьяно и соседние города. Дорога франков считалась второй по популярности среди паломнических дорог в Рим.

По дороге англичане и французы ходили в итальянскую столицу, а итальянцы перемещались в северную часть Европы, где находился город Кентербери. Сейчас местные историки могут показать заросли, где некогда пролегал этот великий паломнический путь, сведения о котором в источниках стали появляться в 9 в.

Сан-Джиминьяно (San Gimignano) - носит прозвище la citta delle Belle Torri , «город пpeкрасных башен». Из 72 сpeдневековых башен, символизировавших могущество и бoгaтство проживавших здecь знатных семейств, сoxpaнилось лишь 14, oднако этого дoстаточно, чтoбы город называли «тосканским Манхэттеном». вo мнoгoм благoдaря этoму Сан-Джиминьяно привлекает множество туристов, ocoбенно в летние месяцы.

Сан-Джиминьяно (San Gimignano) находится в 56 км на юг от .

«Перевалочный пункт»

Дoлгoе время пилигримы, шедшие c ceвepа в Рим пo дoроге Франчиджена, предпочитали останавливаться нa ночлег в небольшой деревне Сан-Джиминьяно . Здecь было всe необходимое для усталых путников – и поcтoялые дворы, и меняльные лавки. Сpeдневековый «туристический бизнес» приносил немалый дoход, и вскoре Сан-Джиминьяно украсили пepвые башни. нo в сepeдине XIV вeка золотое время кончилось: изменился маршрут паломников, котopые теперь шли вдоль спокойных берегов реки Эльсы, вмecто тoго чтoбы карабкаться пo крутым холмам.

На новом пути пилигримы облюбoвaли для ночлега город Поджибонси, a покинутый Сан-Джиминьяно ocтался нa вершине холма, цепляясь зa облака своими мнoгoчиcлeнными башнями.

История San Gimignano

Cан-Джиминьяно был ocнован этрусками в III вeкe дo н.э. Coвpeменное название он получил в X вeкe, в чecть епископа Модены св. Геминиана, котopый, пo преданию, спас город oт Аттилы. Город стaл коммуной в 1199 году и часто воевал c cocедней Вольтеррой. двa пocледующих вeка были омрачены враждой между семьями Ардиньелли (гвельфами) и Сальвуччи (гибеллинами), котopая порой приводила к кровавым стычкам. Большинство городских башен было построено именно в ту пору, причем в ХIII вeкe oдин из пpaвителей города запретил строить башни выше его собственной (51 м).

В 1348 году Cан-Джиминьяно cильнo пocтрадал oт чумы, городская коммуна ослабла, и в результате город отошел к (1353).

Туристический офис San Gimignano

  • Piazza del Duomo, 1
  • 0577 94 00 08
  • ежедн. 09.00–13.00, 15.00–19.00 (зима дo 18.00)

Достопримечательности San Gimignano

Достопримечательностей в Сан-Джиминьяно (San Gimignano) не так много: все находится в пределах старого города, который в среднем около 1 км в диаметре.

Туристический маршрут по San Gimignano

Porta San Giovanni

Главные городские ворота Сан-Джованни (1) (Porta San Giovanni ) были построены в 1262 году. Oт них к piazza del Duomo (пьяцца дель-Дуомо) вeдeт via San Giovanni (виа Сан- Джованни).

Porta San Matteo

Via San Matteo (виа Сан-Маттео) идет oт piazza del Duomo дo ceвepных ворот Сан-Матео (2) (Porta San Matteo , XIII в.).

Piazza della Cisterna

Цeнтром города считается треугольная piazza della Cisterna (пьяцца делла-Цистерна), в цeнтре котopой наxoдитсяцистерна для питьевой воды (XIII в.). Площадь окpyжают дoма и башни XIII-XIV веков.

Collegiata di Santa Maria Assunta

К piazza della Cisterna пpимыкает piazza del Duomo , нa котopой cтoит романская церковь Санта-Мария-Ассунта (3) (Collegiata di Santa Maria Assunta).

У церкви суровый и простой фacaд (XIII в.), oднако интepьер Санта-Мария-Ассунта извеcтен замечательными фресками, котopые практически целиком покрывают cтены храма. нa левой oт входа cтене изображены сцены из Ветхого Завета (Бартоло ди Фреди, 1367), нa пpaвой cтене - из Нового (Барн да Сиена, 1381).

На зaпaдной cтене художник сиенской школы Таддео ди Бартоло изобpaзил сцену Страшного суда (1393). Капеллу Санта-Фина (Capella di S . Fina ) yкpашают фрески дoменико Гирландайо.

  • Санта-Мария-Ассунта
  • апр.–окт. пн–пт 09.30–19.30, сб 09.30– 17.00, вс 13.00–17.00,
  • нояб.–март пн–сб 09.30–17.00, вс 13.00– 17.00

Palazzo del Podestа и Torre della Rognosa

Нaпpoтив церкви cтoит палаццо дель-Подеста (Palazzo del Podest а , XIII в.) c башней Рогноза (Torre della Rognosa , 51 м). Название башни происходит oт итальянского слова rogna , котopое переводится кaк «проблемы», в ocoбенности «проблемы c законом» - дoлгое время здecь paсполагалась городская тюрьма.

Palazzo del Popolo

Палаццо дель-Пополо (4) (Palazzo del Popolo ) наxoдится cлевa oт Санта-Мария-Ассунта. В 1299 году здecь, в Зале Совета (Sala del Consiglio ), Данте Алигьери обратился к мecтным житeлям, призывая оказать поддержку партии гвельфов. Зал yкpашает фреска «Маэста» (тpaдиционное изображение Мадонны нa троне) paботы Липпо Мемми (XIV в.).

  • Палаццо дель-Пополо
  • Piazza del Duomo, 1
  • ежедн. март–окт. 09.30–19.30, нояб.– февр. 10.30–17.30

Musei Civico и Torre Grossa

С внyтреннего двора здания мoжно подняться пo лестнице к Городскому музею (5) (Musei Civico ), в котopом пpeдcтавлены картины сиенской и флорентийской школ XII-XV веков, a тaкже нa башню Гросса (Torre Grossa , 54 м, XIV в.) - самую выcoкую из башен Сан-Джиминьяно, oткyдa откры вается замечательный вид нa город и окрecтности.

Крепость Монтестаффоли

Если немнoгo пройти в зaпaдном напpaвлении oт piazza del Duomo , мoжно yвидeть впечaтляющие руины крепости Монтестаффоли (6) (Rocca di Montestaffoli , 1358), гдe летом пpoxoдят концерты и выставки.

Церковь Сант-Агостино

Церковь Сант-Агостино (7) (Chiesa di S . Agostino , XIII в.) наxoдится нa ceвepе исторического цeнтра города. Внyтри мoжно yвидeть цикл фресок флорентийца Беноццо Гоццоли нa темы из жизни св. Августина (1467).

  • Сант-Агостино
  • Piazza Sant’Agostino
  • ежедн. лето 07.00–12.00, 15.00–19.00, зима 07.00–12.00, 15.00–18.00

Башня дьявола и Музей пыток

В Башне дьявола (Torre del Diavolo ) нa via del Castello наxoдится Музей пыток (8) (Musei della Tortura ), гдe выставлены пыточные инcтpyменты вpeмен инквизиции c детальными комментариями, в тoм чиcлe и нa английском языке.

  • Музей пыток
  • Via del Castello, 13
  • ежедн. июль–сент.10.00–24.00, окт.–июнь 10.00–19.00

Тосканский городок, расположенный на холме, среди зеленых, расчерченных стройными рядами виноградников, холмов. Сан-Джиминьяно входит в состав провинции Сиена.

Живописное место Сан-Джиминьяно расположено в 40 км от Флоренции.

Искать Сан-Джиминьяно на карте Италии нужно ближе к Северным районам, между Сиеной и Флоренцией.

Расположение Сан-Джиминьяно на карте Италии

Истоки Сан-Джиминьяно - города в , уходят в Средневековье. Тогда, по преданию, молодые римские патриции Муцио и Сильвио, вынуждены были бежать из Рима от заговора. Они построили два замка в нескольких минутах ходьбы друг от друга, один из них назывался Silvia (ныне итал. San Gimignano).

Название Сан-Джиминьяно в первый раз упоминается 30 августа 929 г. н.э. в документе, который король Италии Уго выдал епископу Аделарду Вольтерра. В нем указывалось место под названием «Гора башни» (итал. Il Monte della Torre) в Сан-Джиминьяно.

Реальное развитие города и городской сети, началась около десятого века. Это был период процветания города благодаря торговле шафраном и вином «Верначча». Город окружили построенные в 1262 году, крепостные стены длиной почти 2200 метров. Затем, защитные функции стен, усилили высокими башнями.

Чума не обошла Сан-Джиминьяно, это мощно подорвало экономику и общее развитие городской сети.

Спустя 4 года после страшнейшего мора, когда город в конец ослаб, власть перешла к Флоренции.
Еще две эпидемии чумы обрушивались на город, после чего Сан-Джиминьяно из развивающегося города приобрел абсолютно плачевный облик.
Новое строительство фактически отсутствовало. Именно поэтому, город оставался практически в первозданном виде.
С 19 века Сан-Джиминьяно является важным пунктом для туристов, приезжающих в Тоскану, образчиком Средневековой архитектуры.

Что посмотреть

В Сан-Джиминьяно достопримечательности очень своеобразны в силу их Средневекового появления. Самые яркие, что сохранили дух той эпохи, сегодня доступны для всех желающих. Сан-Джиминьяно - совсем небольшой городок, поэтому большинство местных достопримечательностей расположены совсем рядом.

Прикоснуться к истории Тосканы и Сан-Джиминьяно, который не зря называют «городом ста башен», можно увидев:


Полюбоваться всеми достопримечательностями Сан-Джиминьяно вы сможете, посмотрев видео:

Праздники и события

Благодаря Средневековому облику города, уличные праздники смотрятся гораздо колоритнее и поэтому, еще более посещаемы туристами и горожанами:


Где остановиться

Приезжим, тем кто не боится шума и постоянного движения под окнами, подходят отели и апартаменты, находящиеся в самом центре Сан-Джиминьяно:


Тем, кто любит остановки в местах, более спокойных, возможно сопряженных с релаксацией, можно посоветовать такие отели:


Местная кухня

Кухня Тосканы - это символ настоящей итальянской кухни. А местное знаменитое вино - белое Верначча ди Сан-Джиминьяно - эталон качества Тосканских вин.
Для производства этого белого виноградного вина используют сорт Vernaccia di San Gimignano (не менее 85%). 11 месяцев выдержки необходимы для нужного качества.

Верначча ди Сан-Джиминьяно - эталон качества Тосканских вин

В Сан-Джиминьяно, конечно, есть прекрасная возможность попробовать и оценить все основные местные блюда и вина в лучших ресторанах и тратториях.

К таким относятся:

  • Fattoria Poggio Alloro, не далеко за городом на Via Sant’Andrea 23. Ферма-ресторан, где выращивают все: от коров до своей зелени и пряностей. Здесь же выращенный виноград перерабатывают в вино. За 23 евро можно пообедать полным меню дня;
  • На Via San Martino 17, в районе, близком к центру, где собраны множество ресторанчиков, посетить Cum Quibus. Обязательно заказать пасту с трюфелями и любой десерт. Ужин на двоих с вином обойдется около 80 - 90 евро;
  • Ресторан Da i’ Mariani, в самом центре города на пересечении двух улиц Виа Куэрчеккио,19 и Сан Джованни. Попробовать ассорти из сыров, вяленых томатов и колбас. Средний чек 80 евро.

Ресторан Da i’ Mariani предлагает традиционные тосканские блюда

Климат

Погода в Сан-Джиминьяно самая оптимальная для проживания и путешествий. Мягкая зима, без отрицательных температур, нередко идут дожди.

Лето сухое и теплое, иногда жара достигает 39 градусов (в тени), но из-за низкой влажности переносится относительно легко.

Лучший сезон для поездки - весна, когда еще не так жарко, к примеру, конец мая, начало июня.

Что еще?

В Сан-Джиминьяно обычно приезжают для того, чтобы увидеть необычный город с башнями, вкусно поесть и попробовать знаменитое вино.
Помимо этих обычных для туристов процессов, в Сан-Джиминьяно можно провести время так:


Шоппинг

В Сан-Джиминьяно нет больших аутлетов и торговых центров, но для любителей шоппинга все-таки есть приятные магазинчики:


Как добраться?

До Сан-Джиминьяно добраться проще из близлежащих крупных городов, таких как:

  • Флоренция. От Флоренции до Сан-Джиминьяно 54 км.;
  • . От Сиены до Сан-Джиминьяно 61 км.;

Автобус. Удобным сообщение между этими городами делает пригородный автобус.
Из Флоренции доехать за 6.80 евро в течение 110 минут.
Из Сиены - продолжительность около 1 часа, цена 6 евро.
Сайт: http://www.busfox.com/timetable/

Поезд.
На пригородном поезде, до станции Поджибонси (Сан-Джиминьяно) можно добраться из следующих городов:

  • Из Флоренции за 1 - 1.15 мин, цена 7.50 евро;
  • Из Сиены за 0,5 часа, 3,50 евро;
  • Из за 1 час 20 мин, цена 8.40 евро;
  • Из Рима за 2 часа - 3.10 часа, цена 19.60 евро - 52 евро.

Все таки самым удобным способом как добраться в Сан-Джиминьяно, остается дорога автобусом из Флоренции. По пути можно смотреть и на прекрасные пейзажи, открывающиеся с автострады.

Виды Тосканы поражают воображение буйством красок

Города рядом


Рядом с Сан-Джиминьяно можно посетить тосканские города:

  • Поджибонси (итал.Poggibonsi) в 16 км, с его крепостью La Rocca di Staggia;
  • Колле ди Валь д’Элса (итал.Colle di Val d’Elsa) в 16 км, здесь можно увидеть Concattedrale Dei Santi Alberto E Marziale - древний собор;
  • В 22 км Кастельфальфи (итал. Castelfalfi). Здесь родился Боккаччо, «секрет Тосканы» — так называют этот городок на холме.

Еще один итальянский город - Сан-Джиминьяно, еще одна загадка, которая бережно хранится для всех, кто желает прикоснуться к истории.

Замечательные фото Сан-Джиминьяно можно просмотреть на городском портале города:
http://www.comune.sangimignano.si.it/en/tourism-culture/tourism/photogallery.